Эрмитаж – грандиозный музей мирового масштаба. Он стоит в одном ряду с такими грандами, как французский Лувр, американский Метрополитен и Британский музей в Лондоне.

Изначально, французское слово ermitage означало «место уединения». Однако история распорядилась так, что это слово приобрело совершенно иное значение и теперь оно понятно без перевода любому жителю планеты.

Комфорт — это все, что хотела получить Екатерина II, когда приказала выстроить рядом с Зимним дворцом небольшой особняк, где она могла бы уединиться от многочисленных придворных.

В 1764 г. началось строительство дворца по проекту Ж. Б. Валлен-Деламота. Когда в 1775 г. он был построен, в нем часто устраивались чаепития, театральные представления и поэтические вечера. Екатерина II называла эти развлечения «малыми эрмитажными собраниями», поэтому и особняк стали называть Эрмитажем.

В 1764 г. императрица приобретает у немецкого купца И.Э. Гоцковского первую коллекцию живописи из 225 полотен известных фламандских, голландских и итальянских художников (точнее, немецкий купец предложил их в счет уплаты своего долга российской казне).

Когда картины развесили на стенах, императрица, увидев их великолепие, решила создать лучший выставочный комплекс изобразительного искусства в Европе. Она издала указ о покупке художественных шедевров мирового значения и специально обученные люди отправились на поиски ценностей искусства и культуры для пополнения сокровищ.

Выполнение указа вскоре стало приносить ощутимые плоды – в Россию начали поступать художественные произведения исключительной ценности. Например, в 1769 г. в Дрездене была выкуплена богатая подборка полотен. Она насчитывала свыше 600 полотен европейских живописцев, в их числе были полотна Тициана и Белотто. Эрмитаж Екатерины II перестал быть уединенным местом.

Знаковое значение имело приобретение великолепной коллекции барона Кроза — свыше 400 полотен, среди которых работы таких мастеров 16-18 вв. Рафаэль, Тициан, Рембрандт, Рубенс и Ван Дейк.

В дальнейшем скупались не только картины, но и скульптуры, античные древности и редкая нумизматика. Каталог картин насчитывал к тому времени 2080 полотен. Дворец больше не вмещал все это великолепие, и императрица приказала строить здание для достойной презентации всех шедевров.

Архитектор Ю.М. Фельтен в 1771 г. взялся за это почетное поручение. Поскольку новый особняк был больших размеров, логичным стало и его название – Большой Эрмитаж.

В 1787 г., когда строительство завершилось — художественные сокровища получили великолепную шкатулку для своего содержания. Здание органично вписалось в архитектурный ансамбль Дворцовой площади и само по себе стало шедевром русского зодчества в стиле классицизма 18 века.

Екатерина II всегда хотела иметь в своей сокровищнице самые лучшие произведения искусства. К ним, несомненно, относились знаменитые лоджии Рафаэля в папском дворце в Ватикане.

Императрица была очарована их красотой и решила создать достойную копию в России. С папского благословения русские живописцы отправились в Ватикан. Они создали точнейшие копии всех фресок и смогли создать росписи, практически не отличимые от оригинала.

Сделано было, что называется, «один в один» и теперь в России есть свои лоджии Рафаэля. Находится эта красота в зале 227 Большого Эрмитажа.

Интересно! Сейчас общая протяженность залов составляет 24 километра.

Создание частной императорской коллекции приобрело масштабы государственного проекта. Начал формироваться целый музейный комплекс.

В 1783 г. Екатерина II приказала построить Эрмитажный театр, и к 1787 г. он был построен. Между и Большим Эрмитажем был сделан арочный переход.

В этот период были приобретены полотна Рембрандта и Рубенса, а также статуи, созданные Кановой – «Психея и Амур», «Геба», «Танцовщица».

Когда же все строения оказались заполнены музейным ассортиментом, вновь поступающие шедевры стали размещать в загородных резиденциях.

К середине 19 века количество картин, скульптур, художественных сокровищ и артефактов достигло критической массы. Экспонаты музея перестали быть частной царской собственностью и стали национальным богатством и достоянием всего государства.

В итоге было решено сделать произведения искусства доступными для всех представителей общества, а для размещения экспозиций и выставок к 1851 г. был построен Новый Эрмитаж.

В 1852 г. Николай 1 издал указ о создании публичного Императорского музея Эрмитаж. В этом же году состоялось торжественное открытие, которое сопровождалось банкетом на 600 персон и театрализованным представлением в Эрмитажном театре.

Рекорд! Эрмитаж является самой большой картинной галереей в мире.

В Новом Эрмитаже музей просуществовал до 1925 г. После Октябрьской революции произошла национализация всех частных художественных сокровищ, в результате чего количество эрмитажных ценностей увеличилось в четыре раза.

Государственный Эрмитаж сейчас – это сложнейший музейно-выставочный комплекс. Количество эрмитажных экспонатов превышает 3 000 000 единиц.


Источник: https://bezistorii.ru/vidaiuchiesia-mesta/dostoprimechatelnosti/ermitaz

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *