Автор: Ирина Кулашко

Захват и не удачная попытка угона самолёта Ту-134 в ноябре 1983 года — это был террористический акт, осуществлённый с 18 на 19 ноября 1983 года, в ходе которого был захвачен самолёт Ту-134 с целью бегства из СССР.

В результате оказанного экипажем самолёта сопротивления самолёт был посажен в аэропорту Тбилиси. На следующий день в результате штурма спецназом самолёт был освобождён.

18 ноября 1983 года террористы Кобахидзе, Петвиашвили, Микаберидзе и Церетели прибыли в тбилисский аэропорт под видом новобрачных и их гостей, направляющихся в свадебное путешествие в Батуми. Кроме семёрки угонщиков, с ними также отправились их знакомые Анна Мелива и Евгения Шалуташвили, которые не были посвящены в истинные цели поездки. Как и было рассчитано, Варсимашвили пропустила приятелей на посадку без спецконтроля и досмотра. Табидзе и братья Ивериели прошли через общий зал с остальными пассажирами.

В тот день дневным рейсом в Батуми должен был лететь самолёт Як-40, который и рассчитывали захватить террористы. Однако из-за уменьшения пассажиропотока пассажиров данного рейса вместо Як-40 посадили на рейс № 6833 Грузинского управления гражданской авиации, следовавший по маршруту Тбилиси — Батуми — Киев — Ленинград, который выполнялся на самолёте Ту-134А Тбилисского объединённого авиаотряда с бортовым номером СССР-65807. В 15:43 самолет вылетел из Тбилисского аэропорта. На борту находились 57 пассажиров (включая террористов) и 7 членов экипажа

Вскоре самолёт должен был произвести снижение для посадки в Батуми. Этот момент был выбран террористами как точка максимального приближения к советско-турецкой границе. Однако из-за сильного бокового ветра диспетчер дал команду экипажу возвращаться на запасной аэродром (в Тбилиси), чего не знали угонщики. В 16:13 преступники начали захват самолёта. Церетели, Табидзе и Каха Ивериели взяли в заложники стюардессу Валентину Крутикову и направились в сторону пилотской кабины. Остальные террористы начали стрельбу в тех, кто по их мнению походил на представителей службы авиационной безопасности. В считанные секунды был убит пассажир А. Соломония, тяжело ранены А. Плотко (штурман Грузинского управления гражданской авиации, летевший в отпуск пассажиром) и А. Гвалия, которые, как впоследствии выяснилось, никакого отношения к правоохранительным органам не имели.

Заставив Крутикову попросить пилотов открыть дверь, угонщики ворвались в кабину и, угрожая пистолетами, потребовали изменить курс и лететь в Турцию. В ответ на возражения экипажа Табидзе открыл огонь, убив бортинженера Чедию и тяжело ранив проверяющего Шарбатяна. Штурман Гасоян, воспользовавшись тем, что преступники не заметили его на закрытом шторкой штурманском месте, открыл огонь из пистолета, в результате которого был убит Табидзе и тяжело ранен Церетели. Оставшиеся преступники отошли от кабины, где к стрельбе по ним присоединился КВС Гардапхадзе, ранив обоих братьев Ивериели. Пилотировавший самолёт Габараев (он и Гардапхадзе были также ранены в ходе перестрелки) начал резкие манёвры в воздухе по курсу и по высоте, чтобы сбить с ног преступников. В результате нагрузка на несущие конструкции самолета в три раза превысила допустимую, перегрузки достигали соответственно +3.15 и −0.6G. Воспользовавшись заминкой угонщиков, Гасоян смог затащить Шарбатяна в кабину, а Крутикова, оттащив труп убитого террориста, помогла запереть дверь в пилотскую кабину. Командир передал на землю сигнал тревоги и начал возврат в Тбилиси. Произведя ещё несколько выстрелов, но так и не сумев открыть бронированную дверь, террористы устроили в салоне кровавую бойню: убили пассажира Абояна, ранили своих знакомых Меливу и Шалуташвили, пассажиров И. Киладзе, И. Инаишвили, И. Кундеренко, издевались над бортпроводницами. По внутренней связи угонщики ещё раз передали требования следовать за границу. Однако, воспользовавшись плохой погодой и наступившими сумерками, в 17:20 экипаж сумел посадить захваченный лайнер в тбилисском аэропорту.

Поздним вечером в аэропорту приземлился специальный рейс с сотрудниками группы «А» КГБ СССР во главе с командиром группы генерал-майором Г. Н. Зайцевым. Непосредственное руководство штурмом самолёта было возложено на майора Головатова. Пилоты покинули кабину через форточку, однако вытащить раненого Шарбатяна им не удалось, он скончался через несколько часов. Под предлогом технического обслуживания c самолёта было слито топливо и произведены приготовления к штурму.

После многочасовых безуспешных переговоров в 6:55 19 ноября спецназовцы начали штурм самолёта. Штурмовыми группами командовали Владимир Головатов и Владимир Зайцев. Преступники так и не сумели воспользоваться имевшимися у них гранатами, оказавшимися не боевыми. Операция по обезвреживанию террористов длилась восемь минут, при этом никто не пострадал.

В результате неудавшегося угона погибли семь человек: два члена экипажа и бортпроводница, двое пассажиров и двое террористов; 10 пассажиров и членов экипажа, а также двое террористов получили ранения. Получив тяжёлые ранения, остались инвалидами штурман Плотко и бортпроводница Ирина Химич. Самолёт Ту-134 получил критические повреждения и был списан. Ахматгеру Гардапхадзе и Владимиру Гасояну было присвоено звание Героев Советского Союза, остальные члены экипажа были награждены государственными наградами.

Следствие длилось девять месяцев. За это время в следственном изоляторе при невыясненных обстоятельствах умер лидер группы Иосиф Церетели. В августе 1984 года Верховный суд Грузинской ССР приговорил к смертной казни Теймураза Чихладзе, Каху и Паату Ивериели, Германа Кобахидзе. Тинатин Петвиашвили получила 14 лет лишения свободы. Анну Варсимашвили признали виновной в пособничестве террористам и приговорили к 3 годам условно. Президиум Верховного совета Грузинской ССР отклонил просьбу приговорённых к исключительной мере наказания о помиловании, приговор был приведён в исполнение 3 октября того же года.

Во времена независимости Грузии грузинскими националистами предпринимались попытки оправдать действия угонщиков борьбой с советским режимом. Материалы уголовного дела в начале 1990-х годов сгорели вместе со многими другими документами во время пожара в архиве местного управления госбезопасности. В авиагородке Тбилиси вандалами был осквернён памятный камень с фамилиями погибших лётчиков Шарбатяна, Чедия и бортпроводницы Крутиковой. Тинатин Петвиашвили была амнистирована в 1991 году указом Звиада Гамсахурдия и вышла на свободу досрочно.

Источник: https://vk.com/wall29810956_78752?z=photo329958697_456258095%2Fwall29810956_78752

… ..

Как бы многие не говорили, но и в СССР были проблемы с людьми хотевшими что то поменять в своей жизни. только способы отличались. Многие люди которые хотели попасть на постоянное место жительство за границу шли и отказывались от Советского гражданства и улетали за рубеж, без всяких проблем. Да, это занимало определённое время, но совесть их была чиста. А некоторые старались прорваться вот таким способом, то-есть противоправным, так как обладали некоторым скудоумием. Мозгов хватало лишь на курок нажимать.

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *