Катастрофа Ан-24РВ Северо-Кавказского УГА в Грузии

Разрушенный полностью самолет был найден в 61 км от аэропорта Сухуми с азимутом 90 градусов в 25 км на север от трассы на юге от горы Апшара (высота 2580 м) на отметке 2250 м (юго-запад Большого Кавказского хребта, в 15 км на юг от востока Кодорского хребта). Место катастрофы, которое находится в точке с координатами 41°53’15” восточной долготы, 42°49’50” северной широты, располагается на крутом скалистом склоне, угол наклона которого от 60 до 90 градусов, покрыт снегом, глубина которого 0,5-1 м. Столкновение с горой состоялось в 21:14:30 мск, угол тангажа на пикирование -4-5 градуса на скорости 410 км/ч без крена под углом 50-60 градусов в горизонтальной плоскости. Фактическая погода: кучево-дождевая облачность 10 баллов, дождь, верхняя граница 5-7 км, грозы.


Всего на борту было 38 человек: 5 членов экипажа и 33 пассажиров. Всего погибло 38 человек: 5 членов экипажа, 33 пассажиров.

Экипаж 241 летного отряда произвел взлет в а/п Тбилиси в 20:23. Полет проходил на эшелоне 6 000 м в облаках и между слоями. Прогноз погоды по маршруту с 18:00 до 24:00 был таким: облачность 4-7 баллов, кучево-дождевая, разорвано-дождевая 200-300 м, верхняя граница – 4-5 км, ливневый дождь, интенсивная болтанка, сильное обледенение. Зная о наличии на трассе грозовых очагов и наблюдая их по бортовому радиолокатору и получив информацию от диспетчера РДП Сухуми, что предыдущий борт обходил засветку севернее трассы приблизительно на 15 км, экипаж принял решение на обход гроз севернее 10-15 км, о чем доложил в 21:02.

В 21:04 экипаж произвел отворот вправо от линии заданного пути на 25° и следовал курсом 320°.

В 21:08 диспетчер предложил довернуть влево и вернуться на трассу, разрешив при этом снижение до 4 200 м. Экипаж, опираясь на пролет предыдущего борта, подтвердил свое решение обходить севернее.

В 21:11:40 экипаж доложил занятие 4 200 м и перешел на связь с диспетчером подхода, которого в этот момент подменил диспетчер зоны. Он разрешил снижение до 3 000 м.

В 21:13:41 экипаж доложил о пролете траверза ОПРС Гали и о занятии высоты 3 000 м. При снижении до 4 200 и 3 000 м экипаж заданной высоты не фиксировал, а продолжал снижение дальше. Подменяющий диспетчера подхода диспетчер зоны разрешил снижение до 1 200 м курсом на ДПРМ. После этого связь с бортом прекратилась.

Полностью разрушенный самолет обнаружен в 61 км от а/п Сухуми с азимутом 90° в 25 км севернее трассы на южном склоне горы Апшара (высота 2 580 м) на отметке 2 250 м (юго-западный отрог Большого Кавказского хребта, 15 км южнее восточной части Кодорского хребта). Место катастрофы, находящееся в точке с координатами 42°49’50” СШ, 41°53’15” ВД, расположено на скалистом крутом склоне с углом наклона от 60 до 90°, покрытом снегом глубиной 0,5-1 м.

Столкновение с горой произошло в 21:14:30 мск (22:14:30 мест. вр.) с углом тангажа на пикирование -4-5° без крена на скорости 410 км/ч под углом 50-60° в горизонтальной плоскости. Фактическая погода в районе происшествия была: облачность 10 баллов, кучево-дождевая, верхняя граница 5-7 км, дождь, грозы.

Полет проходил в сложных условиях горной местности и грозовой деятельности. При обходе экипаж не контролировал свое местонахождение и выполнял полет в 20-25 км севернее трассы. При подходе к ОПРС Гали экипаж ошибочно, не доходя 8-10 км, определил пролет траверза ОПРС, о чем доложил диспетчеру. Диспетчер РДП, не имевший допуска к работе на ДПП и подменивший другого диспетчера, не контролировал движение самолета по радиолокатору и радиопеленгатору. В нарушение Инструкции по производству полетов а/п Сухуми, он дал разрешение на снижение до 1 200 м, не зная местонахождения самолета. Экипаж, также не зная своего местонахождения, слепо выполнил команду. Продожая снижение, начатое за 7 км до пролета ОПРС Гали с боковым уклонением 25 км от трассы, строго на траверзе ОПРС самолет столкнулся с горой.

Основная причина – нарушение диспетчерским составом правил УВД и ошибка экипажа при определении местонахождения самолета при снижении в горах.
    Сопутствующие факторы:
    1) Нижний безопасный эшелон полета по данной трассе в районе ОПРС Гали рассчитан с нарушением. Максимальное превышение учитывалось в полосе 17 км от трассы, а не в 25 км от трассы. Таким образом, нижний безопасный эшелон полета был установлен 2 400 м, а должен был составлять 3 600 м. В результате снижение по трассе производилось ниже фактической безопасной высоты, что создавало угрозу безопасности полетов.
    2) Нарушения и недостатки в организации метеообеспечения полетов.


Источники: https://avia.pro/blog/aviakatastrofa-24rv-v-gruzii-1975?page=1;

http://www.airdisaster.ru/database.php?id=69

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *