В ОКБ — 1 всем было понятно, что важнейшим вопросом для подтверждения гипотезы о наличии жизни на второй от Солнца планете является состав и характеристики венерианском атмосферы, и поэтому для её изучения и были отправлены новые аппараты. Вместе с тем, на борту проводилось изучение межпланетного пространства.

Один из аппаратов должен был войти в атмосферу планеты, совершить посадку на её поверхности и передать данные о её составе на второй, находящийся на орбите и параллельно измеряющий температуру, радиацию и прочие показатели. С него информация отправлялась в центр дальней космической связи на Земле.

Станции Венера-2 (слева) и Венера-3 (справа).
Станции Венера-2 (слева) и Венера-3 (справа).

Работы по новому проекту начались сразу после окончания миссии «Венера-1» (12.02. 1961 — 22.02.1961). «Венера-1» лежала в основе нового проекта по изучению космического пространства, команде инженеров-конструкторов предстояло провести множество испытаний с целью найти и исправить как можно больше ошибок и гипотетических неполадок в конструкции первой автоматической межпланетной станции (АМС).

К концу июля этого же года, после тщательного анализа всего и вся, были подготовлены данные для начала разработки новых станций. Новая серия АМС должна была быть пригодна для полетов как к Венере, так и к Марсу, отсюда и её название «МВ» (Марс-Венера).

Все детали новой серии АМС, по указанию С. П. Королёва, старались делать с максимальной унификацией. Станция состояла из двух отсеков — основного и специального, в первом находились «системы жизнеобеспечения» аппарата (терморегулирования, ориентации, энергообеспечения, радиосвязи и тд.), наполнение второго зависело от задач конкретной миссии, это могла быть фотоаппаратура, научные приборы, спускаемый аппарат (СА) и тд.

В начале 1962 года были готовы чертежи для двух венерианских АМС, а также аппарата для полета к Марсу. В августе того же года три прототипа уже стояли «бок о бок» на стартовых площадках Байконура (один для пролета близ планеты и два с СА)

Все, что могло попасть на поверхность планеты, тщательно дезинфицировалось, чтобы не допустить заражение земными микроорганизмами возможной венерианской жизни.

Космодром Байконур
25 августа 1962 года
Минутная готовность
Ключ на старт
Ключ на дренаж
Пуск
Зажигание
Предварительная, промежуточная, главная, подъем Есть контакт подъема…

К сожалению, аппарат не смог вылететь за пределы сферы действия земного тяготения из-за отказа блока «Л» (IV ступень).

Станции Венера-2 (слева) и Венера-3 (справа).
Станция Венера-2, вид сверху и сбоку

Несмотря на это, следующим утром радио радостно восклицало об очередном успешном запуске советского тяжёлого спутника на околоземную орбиту. Достоверно причину аварии по бортовым данным на тот момент выяснить не представлялось возможным. Запуски первого и двенадцатого сентября также закончились аварией.

Для отправки в сторону Марса также были изготовлены три прототипа новой АМС. Два из них потерпели крушение вследствие того же отказа в работе блока «Л». На удивление, одна станция все-таки успешно (впервые в мире) взяла курс на Марс. Несмотря на ряд сложностей, в течение полёта связь с «Марсом — 1» поддерживалась почти 5 месяцев, а максимальная отметка, после которой связь прервалась — 106 млн км, очередной рекорд дальней космической связи.

После неудач на венерианском фронте советские инженеры решили не оставлять эту планету для США, а продолжили работать в этом направлении.

С целью выяснения причины аварий была собрана комиссия, которая впоследствии обнаружила на клапанах, поставляемых министерством авиационной промышленности, следы канифоли, которые препятствовали их полному закрытию, что приводило к негерметичности разгонного блока. Проект станции был отправлен на переработку.

Очередная марс-венерианская подсерия советских АМС началась с череды неудач: 11 ноября 1963 — ошибка со включением блока «Л» при нерасчетной ориентации, 19 февраля 1964 — взрыв блока «И» (3-я ступень) из-за замерзания горючего в трубопроводе. Причину неудач удалось выяснить после третьего аварийного запуска — вследствие конструкторской ошибки не включался двигатель четвертой ступени, блока «Л».
На исправление ошибки было потрачено … 15 минут.

В следующей попытке запуска АМС в сторону Венеры блок «Л», как и вся ракета-носитель, отработал штатно, но обнаружилась ошибка с герметичным отсеком станции, что привело к неработоспособности некоторых систем, в том числе системы ориентации. Тогда станцию перевели в режим гироскопической ориентации, что позволило продлить срок её службы. Под именем «Зонд — 1» станция пролетела в 110 000 км от Венеры, далее связь была утеряна.
И, наконец, 12 ноября 1965 года к Венере была успешно запущена 3МВ — 4 №4 «Венера-2». А через 4 дня Землю покинула «Венера-3».

Венера-2 движется к цели
Венера-2 движется к цели

«Венере-2» удалось пролететь в 24 тыс. км от поверхности планеты, а её «потомку» наконец-то доставить вымпел СССР на поверхность планеты (01.03.1966), это был первый в мире полет космического аппарата с одной планеты на другую. И, хотя информацию с поверхности планеты не удалось передать, так как электроника вышла из строя, благодаря этой миссии было открыто: явление солнечного ветра, солнечные и галактические космические лучи, являющиеся одними из основополагающих вредоносных факторов межпланетного полета, радиационный пояс Земли, велись исследования магнитных полей Земли, Венеры, Солнца.  Последний пуск аппарата из серии «МВ», 23 марта 1965 в очередной раз стал неудачным.

В общей сложности к Венере и Марсу было запущено 19 аппаратов МВ, из которых только два оказались успешными и, к счастью, это были два пуска подряд.

В следующей серии: Венера-4, которая попыталась совершить посадку на парашюте и открыла миру, что представляет из себя венерианская атмосфера.

Автор: Глеб Клюев
Рецензент и редактор: Стас Ворчун https://stroikaveka.org/proizvodstvo/kosmos/venera-2-i-venera-3-novaya-vexa.html

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *