Первые постоянные поселения на месте современного города возникли ещё в X в. В течение нескольких столетий местность по берегам рек Шексны и Ягорбы активно заселялась. Основными занятиями жителей были пушной промысел и земледелие. В середине XIV в. иноками Троице-Сергиевой лавры Афанасием и Феодосием была основана пустынь в честь Св. Троицы и Воскресения, позже преобразованная в Воскресенский мужской монастырь, который в 1449 г. получил статус архимандрии. Вокруг монастыря, просуществовавшего около четырёх столетий и подвергавшегося неоднократному разорению в Смутное время, постепенно складывались деревни и сёла, самое крупное из которых — Федосьево — впоследствии послужило основой будущего города. В 1764 г. в ходе секуляризации церковных земель монастырь был упразднён, а его земли, владения и крестьяне были переданы в государственную казну.

4 (15) ноября 1777 г. императрица Екатерина II подписала указ, проект которого был представлен новгородским губернатором Я. Е. Сиверсом, об учреждении в Новгородском Наместничестве города Череповец «для пользы водяной коммуникации». В 1780 г. Череповец получил статус уездного города и вскоре началась его регулярная застройка согласно утверждённому ранее плану. Однако во время правления Павла I Череповец на несколько лет лишился статуса уездного города и был включен в состав Устюженского уезда. Окончательное выделение Череповецкого уезда как самостоятельной административно-территориальной единицы произошло уже при Александре I в 1802 г.

В конце XVIII — начале XIX вв. развитие города было связано со строительством и открытием в 1810 г. Мариинской водной системы, связывавшей бассейн Волги и Балтийское море, что способствовало превращению Череповца в важный торговый и перевалочный центр нового транспортного пути. Во второй половине XIX в. в городе появились гавань, судостроительная верфь, ремонтные доки, а в начале XX в. через Череповец была проложена железная дорога, связывавшая Санкт-Петербург и Вологду. В 1918 г. постановлениями ВЦИК и СНК была образована новая административно-территориальная единица — Череповецкая губерния, в состав которой помимо Череповецкого были включены территории Белозерского, Кирилловского, Устюженского и Тихвинского уездов. В дальнейшем территориальная структура новой губернии неоднократно претерпевала изменения. В 1927 г. Череповецкая губерния была упразднена, её территория вошла вначале в состав Ленинградской области, а спустя 10 лет — вновь созданной Вологодской области.

В конце 1930-х гг. руководством страны было принято решение о строительстве в Череповце нового металлургического завода. После окончания Великой Отечественной войны развернулись масштабные работы по сооружению нового предприятия, закончившиеся в 1955 г. В течение последующих десятилетий Череповецкий металлургический комбинат, позже вошедший в состав акционерного общества «Северсталь», стал крупнейшим стране.

В настоящее время Череповец продолжает оставаться одним из важнейших промышленных и транспортных центров европейской части России.

Лит.: Бланк А. С., Катаников А. В. Череповец. Вологда, 1957; Виноградов Г. И. История Череповецкого края. Белозерск, 1925; Кадобнов Ф. И. Краткий очерк возникновения города Череповца. Калуга, 1910; Коровкин А. И. Описание Череповецкого уезда. Новгород, 1898; Сизоненко Т. В. История Череповца до 1948 г. Череповец, 1999.

Источник: https://www.prlib.ru/history/619722

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *