Битва «титаников». Чем закончилось первое в истории сражение пассажирских лайнеров

отadmin

Ноя 7, 2021
Битва «титаников». Чем закончилось первое в истории сражение пассажирских лайнеров

Автор Евгений Норин

После того, как в 1906 году со стапелей сошёл новейший британский линкор «Дредноут», среди великих держав развернулась гонка морских вооружений: все стремились обзавестись как можно большим флотом собственных «дредноутов». Однако экономика даже самых богатых стран не всегда поспевала за амбициями политиков и военных. Построить военный флот из одних только «стальных замков», как называл эти гигантские боевые корабли первый лорд Адмиралтейства и будущий премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, было решительно невозможно. Для победы в надвигающейся мировой войне требовалось напрячь все силы. C началом боевых действий в ход пошли даже такие суда, на которые в мирное время никто бы не подумал ставить пушки. 14 сентября 1914 года два таких корабля сошлись в бою возле бразильского острова Триндади. На протяжении нескольких часов друг друга поливали яростным пушечным огнём два роскошных океанских лайнера.

Раскрашенный под врага
1 апреля 1914 года, за четыре месяца до начала войны, в свой первый рейс отправился «Кап Трафальгар» — краса и гордость немецкой «Гамбург – Южноамериканской пароходной кампании». Название, данное в честь мыса Трафальгар, где в 1805 году британский адмирал Горацио Нельсон разбил наполеоновский флот, было своеобразным маркетинговым ходом: на «Кап Трафальгар» надеялись завлечь пассажиров из Британии. В роскошных каютах висели портреты Нельсона и служивших под его началом британских капитанов, а также картины, изображавшие славные победы английского флота. На корме расположился «зимний сад» — там пересекающие Атлантику пассажиры могли расслабиться среди высаженных на мраморных террасах экзотических растений под пение тропических птиц.
Начало войны застало «Кап Трафальгар» в Буэнос-Айресе. В соответствии с предвоенными планами лайнер мобилизовали на военную службу. Его переделали во вспомогательный крейсер. Большинству немецких гражданских судов в Атлантике так и не удалось приступить к выполнению боевых задач: они либо оказались заперты в нейтральных портах, либо были захвачены флотом Антанты. «Кап Трафальгар» же сумел выйти из порта, избежать встречи с британскими кораблями и 28 августа добраться до Триндади – необитаемого острова в тысяче километров к востоку от материковой части Бразилии. Там его ждала канонерская лодка «Эбер». Возможно, «Трафальгару» помогла маскировка: его постарались сделать похожим на британские лайнеры. Для этого удалили одну (недействующую) дымовую трубу, а две других раскрасили в британские цвета. Широко распространено мнение, что «Кап Трафальгар» пытались замаскировать под лайнер «Кармания» британской компании «Кунард Лайн»; по другой версии, немцы не брали за основу какое-то конкретное судно, ведь новая раскраска была похожа на цвета другой пароходной компании, «Юнион Кастл».
На то, чтобы перенести орудия с «Эбера» на «Кап Трафальгар» и дополнительно укрепить импровизированный крейсер деревянной обшивкой, ушло несколько дней. Командование «Кап Трафальгаром» принял корветтен-капитан Юлиус Вирт с «Эбера». «Кап Трафальгар» должен был стать рейдером – охотником на торговые суда. Первые попытки оказались неудачными: за пять дней похода целей для атаки поблизости не нашлось, зато радиоперехват выявил у берегов острова Рокас несколько британских крейсеров, встреча с которыми в планы Вирта не входила. Исчерпавший запас угля «Кап Трафальгар» повернул назад к Триндади. Немецкие моряки не подозревали, что там им предстоит встреча с врагом – военным кораблём, который тоже совсем еще недавно был гражданским судном.

Экспериментальная «сестричка»
XIX век был веком поршневых паровых двигателей – мощных и громоздких. Идея более компактного и экономичного паротурбинного двигателя витала в воздухе давно, однако реализовать её удалось лишь в 1883 году – до этого создать турбину, способную выдерживать необходимую скорость вращения и гигантские температуры, не позволяли возможности металлургии. Как и любое изобретение, турбина пробила себе путь не сразу. Когда в начале ХХ века британская пароходная компания «Кунард Лайн» планировала постройку новых лайнеров, преимущества турбинной силовой установки были ещё отнюдь не очевидны. «Кунард» пошёл на эксперимент: компания заказала постройку двух судов, отличавшихся лишь двигателями. Лайнеры назвали «Карония» и «Кармания», первый был оснащен традиционной поршневой машиной, второй — новой турбинной. Оба судна спустили на воду в 1904 году. Этот тандем получил неофициальное название «милые сестрички». «Кармания» оказалась и быстрее, и экономичнее своей «сестры», доказала преимущество паровой турбины.
Постройку лайнеров субсидировало британское адмиралтейство. В соответствии с договором, в случае войны «Кунард» был обязан передать их флоту. В августе 1914 года «Кармания» направилась в ливерпульские доки, где на неё нанесли серую защитную окраску. Пока техники устанавливали на «Карманию» пушки, с борта выносили ненужные на войне предметы роскоши: ковры, пианино, шикарную мебель. Демонтировали и деревянную отделку. Она была пожароопасна, а при разрыве вражеского снаряда обломки дерева могли превратиться в смертоносную картечь. На звание «стального замка» океанский лайнер, конечно, не претендовал, но англичане сделали все что смогли, чтобы превратить его в боеспособную единицу. Обшивку укрепили дополнительными стальными листами и мешками с песком, а орудия прикрыли самодельными экранами для защиты от осколков.
Новый командир «Кармании» капитан Ноэль Грант разумно рассудил, что помощь моряков, хорошо знающих корабль, будет не лишней: часть гражданского экипажа продолжила службу на теперь уже вспомогательном крейсере, а прежний капитан Джеймс Барр остался на «Кармании» в качестве первого помощника. В конце августа «Кармания» прибыла в Южную Атлантику, где её уже с нетерпением ждали.

Охотники за пиратами кайзера
Перед контр-адмиралом сэром Кристофером Крэдоком, командовавшим британскими морскими силами в американских водах, стояла сложная задача: защитить британское судоходство от германских рейдеров. В 1914 году главные силы королевского флота были сосредоточены в Европе. Первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль полагал, что нет смысла рассредоточивать лучшие британские корабли по разным театрам военных действий, поскольку в случае поражения в Европе «два или три дредноута в австралийских водах будут бесполезны». Атлантический океан, через который в Британию шли грузы из Северной и Южной Америки, имел куда большее значение, чем побережье Австралии. И всё же подкрепление, которое с началом войны было выслано на помощь Крэдоку, было скудным: пять крейсеров старой постройки, у которых зачастую было слабое вооружение и необученные экипажи. Например, крейсер «Гуд Хоуп», который Крэдок сделал своим флагманом, не мог похвастать огневой мощью: главный калибр — всего всего два 233-миллиметровых орудия (для сравнения, его предполагаемый противник, германский «Шарнхорст», мог похвастать восемью 210-миллиметровыми пушками). На «Гуд Хоупе» имелись шестнадцать 150-миллиметровых пушек, большинство из них были установлены в бортах. Часть этих пушек располагалась так близко ватерлинии, что при сильном волнении просто не могла стрелять. Экипаж крейсера за первые три месяца войны успел произвести лишь одни учебные стрельбы, по четыре снаряда на орудие. Не лучше обстояло дело на крейсере «Монмут». Перед войной его собирались отправить на металлолом, только необходимость мобилизовать все силы на войну с Германией продлило военную службу этого корабля. На нём тяжёлых орудий не было вовсе, лёгкие постоянно захлёстывала вода, а в экипаж «наскребли людей из береговой охраны и мальчишек: двенадцать восторженных кадетов с шилом в одном месте», — так охарактеризовал его один из офицеров с крейсера «Глазго» — единственного современного боевого корабля имевшегося в распоряжении Крэдока.
Помимо проблем с матчастью, британцы в Южной Америке испытывали затруднения с логистикой. Ближайшие британские колонии, Фолклендские острова и Британская Гвиана, находились в противоположных концах континента, в паре тысяч миль от акватории, где Крэдок собирался охотиться на германские рейдеры. Заправка же углем в нейтральных портах с началом войны была значительно затруднена. «Кармания», в конце августа доставившая из метрополии столь необходимый кораблям Крэдока уголь и большой груз мороженого мяса, органично вписалась в эту разношёрстную эскадру. Неплохие скорость и вооружение позволяли использовать её в качестве разведчика. «Кармания» получила задание – отправиться к необитаемому острову, где в давние времена укрывались пиратские корабли, а теперь, как полагал Крэдок, могли устроить тайную базу германские рейдеры. Это был остров Триндади.

Битва двойников
Вечером 13 сентября «Кап Трафальгар» встал на якорь возле Триндади и приступил к погрузке топлива с угольщиков, которые его ожидали у острова. Из-за технических проблем процесс шёл медленно. В 7 часов утра 14 сентября, когда немцы перехватили радиопередачи неизвестного корабля, приближающегося к острову, работы еще не завершились. Капитан Вирт полагал, что время у него ещё есть.
Когда моряки с «Кармании» увидели на горизонте остров Триндади, на часах была половина десятого. Англичанам повезло: стоянка германского рейдера находилась на противоположной стороне острова, и немцы разглядели приближающегося противника лишь полтора часа спустя. Погрузка угля всё ещё была в самом разгаре.

Обе стороны опознали друг друга не сразу. Капитан «Кап Трафальгара» предположил, что новоприбывший корабль может быть немецким, и приказал выйти с ним на связь. С борта «Кармании» ответили по-английски, Вирт немедленно прервал погрузку. Угольщики ушли прочь; следом за ними, подальше от британцев, устремился и «Кап Трафальгар». Немцам требовалось время для оценки обстановки.

В свою очередь, англичане сперва были сбиты с толку внешним видом «Кап Трафальгара», его маскировка сработала. Однако вид «британского лайнера», который заправляется с германских угольщиков, был подозрителен – не говоря уже о том, что самозванец на большой скорости начал уходить прочь, не отвечая на запросы по радио. «Кармания» открыла огонь – для начала предупредительный.

Тем временем Вирт, сообразив, что перед ним не полноценный крейсер, а вооружённое пассажирское судно, решил принять бой и развернул «Трафальгар» навстречу противнику. Два роскошных лайнера принялись расстреливать друг друга. Снаряды с «Кап Трафальгара» уничтожили радиомачту «Кармании» и одно из её носовых орудий. Ответные выстрелы разнесли вдребезги мраморные колонны зимнего сада. Пальмы и тропические цветы пожирал огонь. Пожар вспыхнул и на «Кармании»; тушить его приходилось вёдрами, поскольку пожарный трубопровод, закачивающий на борт морскую воду, был уничтожен. Капитанский мостик «Кармании» сгорел, превратившись в груду мусора и пепла. На управление пушечным огнём это, впрочем, не повлияло, поскольку артиллеристами на обоих кораблях всё равно никто централизованно не руководил. На бывших гражданских судах не было не только системы управления огнём, но и механизмов заряжания. Снаряды к стоящим на верхней палубе пушкам таскали с артиллерийского склада вручную.
«Кап Трафальгар» пытался уничтожить орудия «Кармании». Британцы же сосредоточили огонь на вражеской ватерлинии. Два корабля были схожи по характеристикам, но огневая мощь «Кармании» значительно превышала «Кап Трафальгар», и в корпусе немецкого рейдера появлялась одна пробоина за другой. Поняв, что дело проиграно, капитан Вирт, получивший в бою смертельное ранение, приказал выйти из боя и выбросить корабль на мель. Сделать это не удалось, рейдер стремительно кренился на правый борт. Немецкие моряки спешно покидали «Трафальгар»: кто-то запрыгнул в шлюпку, кто-то спасался вплавь.

Битва «титаников». Чем закончилось первое в истории сражение пассажирских лайнеров

«Кармания» не пыталась ни спасти тонущих противников, ни преследовать немецкие угольщики. Капитан Грант был озабочен собственными проблемами: «Кап Трафальгар» мог вызвать на помощь другие крейсера, встречи с которыми «Кармания» бы уже не пережила. Вдобавок, объятый пламенем корабль мог стать смертельной ловушкой и для пленных, и для собственного экипажа. «Кармания» уходила против ветра, пытаясь таким образом потушить бушующий пожар. Моряков с «Кап Трафальгара» спас прибывший на сигнал SOS другой немецкий вспомогательный крейсер, «Принц Вильгельм». Людские потери в битве двух лайнеров оказались относительно невелики: на «Кармании» погибло 10 человек, на «Кап Трафальгаре» — от 16 до 50.

1 ноября 1914 года неподалёку от чилийского порта Коронель германские крейсера во главе с вице-адмиралом Максимилианом фон Шпее наголову разбили противостоявшую им британскую эскадру. Флагман «Гуд Хоуп» и крейсер «Монмут» пошли на дно, с ними погибли более полутора тысяч моряков, в том числе контр-адмирал Крэдок. «Кармания», на своё счастье, этого сражения уже не застала. После схватки у Триндади изрешеченный снарядами корабль отправился на ремонт в Гибралтар. В дальнейшем он действовал уже в Европе. Бог войны оберегал «милую сестричку»: в ходе первой мировой «Кунард Лайн» потеряла одиннадцать лайнеров, но «Кармания» благополучно дожила до окончания боевых действий, вернулась к пассажирским трансатлантическим перевозкам и мирно трудилась вплоть до списания в 1932 году.

Источник: https://t.me/egoryakovleff/663

Битва «титаников». Чем закончилось первое в истории сражение пассажирских лайнеров

Битва «титаников». Чем закончилось первое в истории сражение пассажирских лайнеров

Битва «титаников». Чем закончилось первое в истории сражение пассажирских лайнеров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *