Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля (7 мая) 1840 г. в заводском поселке Воткинск (Вятская губерния) в семье горного инженера, директора Камско-Воткинского завода. Детские годы композитора прошли в Воткинске, а с шестилетнего возраста – в Алапаевске (на Урале).

Способности к музыке у Чайковского проявились рано: в пять лет он начал играть на фортепиано, а через три года читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления.

С 14 лет он начал проявлять склонности к композиции; первыми записанными сочинениями будущего композитора были вальс для фортепиано, посвященный его гувернантке Анастасии Петровой «Анастасия-вальс» и романс «Мой гений, мой ангел, мой друг…», написанный Чайковским в возрасте 17-18 лет на стихи Афанасия Фета.

Однако, несмотря на любовь сына к музыке, родители, после двух лет занятий в пансионе, определили его в Петербургское училище правоведения, где он пробыл с 1850 по 1859 г.

Во время пребывания в училище Чайковский не переставал интересоваться музыкой, пел в хоре — сначала дискантом, а затем альтом, занимался у пианиста Рудольфа Кюндингера.

После окончания Училища Чайковский поступил на службу чиновником в Министерство юстиции, одновременно продолжая заниматься музыкой. Осенью 1859 г. он поступил в открывшиеся музыкальные классы при Русском музыкальном обществе, который через год были реорганизованы в первую в России консерваторию и Чайковский, уже будучи чиновником Министерства юстиции, подал заявление о приеме в консерваторию.

Он занимался композицией и оркестровкой у директора консерватории — пианиста и композитора Антона Рубинштейна, под влиянием которого сделал окончательный выбор своего жизненного пути и стал профессиональным музыкантом. Довольный учеником, Рубинштейн назначил его своим стипендиатом, а с 1864 г. поручил вести занятия в классе гармонии.

В 1866 г., сразу после окончания консерватории, Чайковский был приглашен на должность профессора гармонии в Московскую консерваторию, которая через много лет будет названа его именем.

Последующее десятилетие у Петра Чайковского прошло в напряженной творческой, педагогической и общественной деятельности.

Несмотря на интенсивное творчество, Чайковский в эти годы уделял много времени педагогической и музыкально-критической работе. В течение почти 12 лет он преподавал в Московской консерватории: вел классы теории, гармонии, инструментовки и свободного сочинения. Любимым учеником Чайковского был выдающийся русский композитор и пианист Сергей Танеев, ставший его близким другом.

Педагогическая работа Чайковского оказала благотворное влияние на развитие русского профессионального музыкального образования. Он создал учебные пособия, из которых особенно большое значение имеет «Руководство к практическому изучению гармонии» (1871) — первый в России учебник для консерваторий по данному курсу, принадлежащий русскому автору, а также перевел с французского учебник Геварта «Руководство к инструментовке».

Петр Ильич регулярно выступал в печати в качестве музыкального критика. Из за постоянной нужды в деньгах в 1871-1876 гг. он работал музыкальным рецензентом газет «Современная летопись» и «Русские ведомости».

В Москве Петр Ильич общался с выдающимися представителями русской литературы и искусства: с актерами Малого театра, писателями Львом Толстым, Алексеем Плещеевым, драматургом Алексеем Островским (участвовал в его «Артистическом кружке»); у него установились прочные связи с композиторами «Могучей кучки» — Милием Балакиревым, Николаем Римским-Корсаковым, музыкальным критиком Владимиром Стасовым.

В московский период своей жизни Петр Ильич Чайковский создал оперы «Воевода» (1869), «Ундина» (1869), «Опричник» (1874), «Кузнец Вакула» (1876), три первые симфонии (1866, 1872 и 1875), Первый фортепианный концерт (1874), симфонические произведения «Ромео и Джульетта» (1869) и «Буря» (1873, по Шекспиру), «Франческа да Римини» (1876, по Данте), музыку к сказке Островского «Снегурочка» (1873), цикл фортепианных пьес «Времена года» (1876) и другие камерно инструментальные сочинения и романсы.

В 1877 г. в жизни Чайковского происходят два очень важных события, повлиявших на всю его дальнейшую жизнь: композитора взяла под свое финансовое покровительство одна из богатейших женщин России, вдова крупного промышленника Надежда фон Мекк, назначившая ему стипендию в размере 6 000 рублей в год (ее выплата была прервана внезапно в 1890 г.), что позволило Чайковскому оставить педагогическую деятельность и сосредоточиться исключительно на творчестве. Известна обширная переписка композитора с фон Мекк, с которой он никогда не виделся.

Второе событие произошло в июле 1877 г., когда Чайковский женился на Антонине Милюковой. Однако брак этот оказался крайне несчастливым. Связанные с ним переживания чуть не довели Чайковского до самоубийства; он срочно уехал от жены. Чайковский много лет обеспечивал Милюкову, но никогда более не встречался с ней; она умерла в 1917 г., проведя последние двадцать лет своей жизни в приюте для умалишенных.

Тяжелый душевный кризис, который он пережил в это время, заставил его оставить службу в консерватории, и уехать из Москвы.

Зиму 1877-1878 гг. Чайковский прожил с братом Модестом в Швейцарии и Италии, где завершил Четвертую симфонию и оперу «Евгений Онегин».

В 1880-х гг. и в начале 1890-х гг. Чайковский обращается к новой тематике, новым образам, новым музыкальным жанрам и формам. В 1879 г. он создает героико-патриотическую оперу «Орлеанская Дева» по трагедии Шиллера, в начале 1880 х годов «Итальянское каприччио» для симфонического оркестра, в 1883 году — оперу «Мазепа» по поэме «Полтава» Пушкина, в 1887 г. — оперу «Чародейка» по драме Ипполита Шпажинского. В этот период композитор пишет большое количество разнообразных симфонических и камерных произведений: симфонию «Манфред» (1885), Пятую симфонию (1888), увертюры — «1812 год» (1880), «Гамлет» (1888). В те же годы Чайковский впервые обратился к жанру трио и написал свое известное сочинение для рояля, скрипки и виолончели, посвященное памяти Николая Рубинштейна.

В конце 1880-х гг. написан второй балет Чайковского «Спящая красавица».

На рубеже нового десятилетия — в 1890 г. — появляется выдающееся произведение мировой музыкальной классики — опера «Пиковая дама» на сюжет одноименной повести Пушкина.

Сразу же после «Пиковой дамы» был сочинен струнный секстет «Воспоминания о Флоренции». В течение 1891 1892 годов созданы опера «Иоланта» на сюжет драмы датского писателя Герца и балет «Щелкунчик» по сказке Гофмана (в обработке Дюма). Продолжалась работа и в области романса и камерно-инструментальных жанров. В 1893 г. появилась Шестая симфония («Патетическая», как назвал ее сам автор) — вершина его симфонического творчества.

В этот период сочинение музыки всецело захватило Чайковского. Много путешествуя по разным странам (Италия, Швейцария, Германия, Чехия и др.) и живя, в перерывах между заграничными поездками, то в Москве, то в Петербурге, то у своей сестры на Украине, в Каменке, Чайковский ни на один день не прекращал своего интенсивного творческого труда. Однако и в эти годы он находил время и силы для музыкально-общественной и исполнительской (дирижерской) деятельности.

В 1885 г. Чайковский был избран директором Московского отделения Петербургского камерного музыкального общества, а через год — почетным членом Русского музыкального общества.

Начиная с 1880-х гг. его имя становится популярным не только в России, но и за рубежом. Чайковский с большим успехом выступает как дирижер симфонических концертов и опер, совершает ряд концертных поездок по городам Европы, где исполняются его произведения.

С января по март 1888 г. он совершил большое зарубежное турне и успешно провел концерты в Лейпциге, Гамбурге, Берлине, Праге, Париже и Лондоне. Одной из самой триумфальной была поездка в Прагу в 1888 г.

Весной 1891 г. Чайковский совершил свою первую (и единственную) поездку в Соединенные Штаты, куда он был приглашен для участия в музыкальном фестивале по случаю открытия крупнейшего концертного зала — Карнеги-холла. С большим успехом прошли концерты Чайковского в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии.

В 1893 г. Кембриджский университет в Англии присвоил Чайковскому звание почетного доктора музыки как гениальнейшему музыканту мира.

Еще в 1885 г. Чайковский ощутил потребность в постоянном домашнем очаге, где можно было бы, по возвращении из путешествий, целиком отдаваться творчеству. Он поселился сначала в окрестностях города Клина — в Майданове, затем во Фроловском, а с 1891 г. на окраине самого Клина.

Жизнь Чайковского оборвалась неожиданно. Он приехал в Петербург, где продирижировал своей Шестой симфонией, премьера которой состоялась 16 октября, а 21 октября заболел холерой, которой, как считали, он заразился, выпив стакан сырой воды.

Болезнь оказалась смертельной. В ночь с 25 на 26 октября (6 ноября) композитор скончался. Похоронен он в Петербурге, в Александро-Невской лавре.

Петр Ильич Чайковский оставил обширное наследие практически во всех музыкальных жанрах (в том числе 10 опер, 3 балета, 6 симфоний, 104 романса).

В 1894 г. в Клину по инициативе брата композитора Модеста Ильича был открыт Дом-музей Чайковского, в котором сохранены личные вещи и рояль композитора, а также его архив. В 1940 г. именем Петра Чайковского названы Московская и Киевская консерватории, концертный зал в Москве; открыт мемориальный музей в Воткинске.

С 1958 г. в Москве каждые четыре года проводится Международный конкурс имени Чайковского, который и сегодня остается самым исполняемым и известным в мире русским композитором.

Источник: https://ria.ru/20100425/225978015.html

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *