«И петербуржцу не знать, что такое палуба, мачта, реи, трап, где корма, а где нос корабля, просто не позволительно», — эти слова известный писатель Ивана Гончаров адресовал жителям Петербурга середины XIX века в своих очерках «Фрегат «Паллада», написанных после завершения трехлетнего морского путешествия на борту одноименного военного корабля. А ведь это было время славных побед России в Балтийском и Черном морях. Прошло полтора века, героическое прошлое Балтики подзабылось, былое величие потускнело, а на улицах Северной столицы все реже встретишь мужчин в форме военно-морского флота. Случилось так, что слова Гончарова точнее отражают день сегодняшний, когда, чтобы ощутить дух морского города, нужно погрузиться в историю.

Строительство «Паллады»

Строительство парусника лично контролировал император Николай I. Изначально судно хотели использовать для заграничных путешествий членов императорской семьи, поэтому сил и средств на него не жалели. Часть корпуса и обшивку делали из специально выдержанных лиственницы и дуба. Палубы выстелили дорогим тиковым деревом. В кубриках прорезали круглые отверстия и вставили бронзовые иллюминаторы. Это был один из первых случаев применения иллюминаторов на русских судах.

В 1832 году активное участие в строительстве фрегата стал принимать выдающийся кораблестроитель, капитан корпуса корабельных инженеров Иван Афанасьевич Амосов. А как только на «Палладе» заложили киль (нижнюю балку от носа до кормовой части для прочности корпуса),  его капитаном назначили одного из самых способных морских офицеров – капитан-лейтенанта Павла Нахимова.

1 сентября 1832 года «Паллада» была спущена на воду. Длина фрегата достигала 52,8 м, ширина – 13,6 м, водоизмещение составило 2090 т, а на борту разместили 46 пушек. В итоге получился один из самых передовых военных кораблей того времени. От своих парусных линейных собратьев фрегат отличался меньшими размерами, артиллерийским вооружением и высокой маневренностью.

Фрегат «Паллада», Акварельный рисунок. 1847 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Первые подвиги

Почти сразу военный корабль стали использовать по прямому назначению. Войдя в строй, «Паллада» под командованием Нахимова 17 августа 1833 года совершила свой первый подвиг – спасла от гибели русскую эскадру в Балтийском море, вовремя заметив и подав сигнал об опасности другим кораблям. Повреждения получили четыре судна эскадры – лишь те, кто не услышал сигнал «Флот идет к опасности!». Остальные корабли, разобрав сигнал «Паллады», успели повернуть и избежали катастрофы. В мае-июне 1837 года фрегат выполняет свою торговую миссию — доставляет в Англию груз золота с Монетного Двора, затем берет курс на остров Мадейра.

Путешествие Гончарова

В октябре 1852 года Иван Гончаров был назначен секретарём адмирала Путятина.  Фото: АиФ / АиФ в Ульяновске

В 1852-1855 годах на борту «Паллады» путешествие совершил русский писатель Иван Александрович Гончаров. Морское министерство решило направить фрегат в Японию для заключения торгового трактата. Русский писатель, служивший в то время в министерстве, был назначен секретарем дипломатической миссии во главе с вице-адмиралом Евфимием Путятиным.

По возвращению Гончаров издал свои путевые заметки под названием «Фрегат Паллада». 7 октября 1852 года «Паллада» покинула Кронштадт, а в августе 1853 года достигла японского порта Нагасаки. По ходу пути командой судна было сделано много важных открытий и научных наблюдений: описано восточное побережье Корейского полуострова, открыты заливы Посьет и Ольги, острова Римского-Корсакова.

Крымская война и гибель фрегата

Весть о начавшейся войне застигла судно в акватории Японского моря — Татарском проливе. «Палладе» удалось принять участие в боевых действиях лишь однажды. Для отражения атак англо-французской эскадры фрегат поставили поперёк бухты Постовая в Императорской (Советской гавани). После выполнения задания корабль осмотрели специалисты. Стало ясно, что «Паллада» нуждается в капитальном ремонте в доке и своими силами добраться до Кронштадта не сможет. Несколько месяцев, находясь в непосредственном театре боевых действий, фрегат пытались укрыть от английских кораблей в Амуре. А в январе 1856 года, чтобы избежать захвата военного корабля противником, судно затопили посреди бухты Постовой. 

Бухта, где покоится «Паллада», много лет служит местом паломничества русских моряков. В 1956 году на берегу, как раз напротив точки, где лежит фрегат, установили памятник. В честь петербургской «Паллады» назван рейд в Японском море у северо-восточных берегов Кореи.

В настоящее время моря бороздит еще одна «Паллада» — учебный фрегат, построенный в 1989 году и названный в честь легендарного предшественника.

Современный парусник «Паллада». Фото: www.russianlook.com

Источник: https://spb.aif.ru/city/event/1373647

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *