Родился 31 октября 1922 года в Вязьме (Смоленская область), в простой рабочей семье.

Заслуженный артист РСФСР (30.09.1958).
Народный артист РСФСР (17.11.1966).
Народный артист СССР (5.10.1973).

Отец — Дмитрий Филиппович Папанов, мать — полька Елена Болеславовна Росковская.
В конце 1920-х годов семья Папановых переехала в Москву, и Анатолий пошёл в первый класс.

После окончания школы в 1939 году Папанов устроился литейщиком в ремонтные мастерские 2-го Московского шарикоподшипникового завода.
Участвовал в художественной самодеятельности — в театральной студии клуба завода «Каучук».

Когда началась война ушёл на фронт, где был тяжело ранен в ногу на Юго-западном фронте. После чего был демобилизован и осенью 1942 года прибыл инвалидом третьей группы домой, в Москву к родителям.

Поступил в Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского, на актёрский факультет.
В 1946 году, после окончания института, вместе со своим курсом отправился создавать новый театр в Клайпеде, где им была сыграна первая театральная роль Сергея Тюленина в поставленном к тридцатилетию годовщины Октября, спектакле «Молодая гвардия».

С 1948 года — актёр Театра Сатиры в Москве.
В 1987 году — поставил спектакль по пьесе Максима Горького «Последние».

В 1967 году впервые озвучил Волка в знаменитом мультсериале «Ну, погоди!» и стал кумиром многих поколений ребятишек.

3 августа 1987 года — последний кадр в жизни актёра на съёмках фильма «Холодное лето 53-го» в Карелии. Вечером того же дня Папанов уехал в Москву.

Анатолий Дмитриевич скончался 5 августа 1987 года в своей московской квартире от остановки сердца, принимая холодный душ. Похороны актёра состоялись 11 августа на Новодевичьем кладбище в Москве (участок № 10).

Жена — заслуженная артистка РСФСР Надежда Каратаева (род. 1924).
Дочь — актриса Елена Папанова (род. 1954).
ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Ашот Мисьян, матрос; «Вас вызывает Таймыр» А.А.Галича, К.Ф.Исаева; постановка А.А. Гончарова (1948)
Сыромятов «Женитьба Белугина» А.Н.Островского; постановка А.А. Гончарова (1948)
Джек Холидей; «Мешок соблазнов» Марка Твена, постановка Н.Петрова (1949)
Лыжиков; «Роковое наследство» Л.Шейнина, постановка Н.Петрова (1949)
Забелин; «Кто виноват?» Г.Д.Мдивани, постановка Э.Краснянского (1949)
Гржимайло, Лапин, «Положение обязывает» Г.Н.Мунблита, постановка А.А.Гончарова (1949)
Пустославцев, Нептун, Помощник режиссёра, «Лев Гурыч Синичкин» А. Бонди (по А.Ленскому), постановка Э.Краснянского (1949)
Первый купец «Комедия ошибок» Вильяма Шекспира постановка Э. Краснянского (1949)
Муравьев, Пирогов, «Свадьба с приданым» Н. Дьяконова, постановка Б.И. Равенских (1950)
Яков, «Не ваше дело» В.Полякова, постановка В.Н.Плучека (1951)
Мытыл, «Женихи» А.Токаева, В.Шкваркина, постановка А.А.Гончарова (1951)
Ионеску, «Потерянное письмо» И.Караджале, постановка Н.Петрова и В.Н. Плучека (1952)
Алупкин, «Страницы минувшего» (вечер русской классической сатиры). «Завтрак у предводителя» И.С. Тургенева, постановка В.Н. Плучека (1953)
Завгар, «Где эта улица, где этот дом?» В.А.Дыховичного, М.Р. Слободского, постановка Э. Краснянского (1953)
Констебль, «Судья в ловушке» Г.Филдинга, постановка С.Колосова (1954)
Бушмен, «Последняя сенсация» М.Себастьяна, постановка Э. Краснянского (1955)
Шафер, двуполое четвероногое — «Клоп» В.В. Маяковского, постановка В.Н. Плучека и С.И. Юткевича (1955)
Директор фабрики игрушек Синицын — «Поцелуй феи» З.Е. Гердта, М.Г. Львовского, постановка Э. Краснянского (1955)
Гобле — «Жорж де Валера» («Только правда») Ж.-П. Сартра, постановка В.Н. Плучека (1956)
Емельян Черноземский — «Квадратура круга» В.П.Катаева, постановка Г.Зелинского (1957)
Иван Иванович — «А был ли Иван Иванович?» Н.Хикмета, постановка В.Н. Плучека (1957)
Англичанин Вельзевул — «Мистерия-буфф» В.В.Маяковского, постановка В.Н.Плучека (1957)
Корейко — «Золотой телёнок» Ильи Ильфа и Евгения Петрова, постановка Э. Краснянского (1958)
Почесухин — «Памятник себе» С.В. Михалкова, постановка В.Н. Плучека (1959)
Боксёр — «Дамоклов меч» Н. Хикмета, постановка В.Н. Плучека (1959)
Киса Воробьянинов — «Двенадцать стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова, постановка Эраста Гарина и Хеси Локшиной (1960)
Фабрис — «Обнажённая со скрипкой» Н.Коуарда, постановка В.Н. Плучека (1960)
Крячка — «Яблоко раздора» М.Бирюкова, постановка В.Н.Плучека (1961)
Манган — «Дом, где разбиваются сердца» Бернарда Шоу, постановка В.Н.Плучека (1962)
Полотёр — «Гурий Львович Синичкин» В.А.Дыховичного, В.З.Масса, М.Р.Слободского, М.А.Червинского, постановка Д.В. Тункеля (1963)
Василий Тёркин — «Тёркин на том свете» А.Т. Твардовского, постановка В.Н. Плучека (1966)
Бродский — «Интервенция» Л.И. Славина, постановка В.Н. Плучека (1967)
Юсов — «Доходное место» А.Н. Островского, постановка М.А. Захарова (1967)
Яблоков — «Банкет» Аркадия Арканова и Григория Горина, постановка М.А. Захарова (1968)
Снежин «Последний парад» А.Штейна, постановка В.Н.Плучека (1968)
Сысоев «У времени в плену» А.Штейна, постановка В.Н.Плучека (1970)
Городничий — «Ревизор» Н.В.Гоголя, постановка В.Н.Плучека (1972)
Дед Цыбулька — «Таблетка под язык» А.Е.Макаенка, постановка В.Н. Плучека (1972)
Шубин — «Маленькие комедии большого дома» Аркадия Арканова и Григория Горина, постановка А.А. Миронова и А.А. Ширвиндта (1973)
Шафер — «Клоп» В.В. Маяковского, постановка 1955 года В.Н. Плучека и С.И. Юткевича. Сценическая редакция 1974 года В.Н. Плучека (1974)
Макарыч — «Ремонт» М.М.Рощина, постановка В.Н.Плучека (1975)
Фамусов — «Горе от ума» А.С.Грибоедова, постановка В.Н.Плучека (1976)
Хлудов — «Бег» М.А.Булгакова, постановка В.Н.Плучека (1977)
Судаков — «Гнездо глухаря» В.С.Розова, постановка В.Н.Плучека (1980)
Пожарный — «Концерт для театра с оркестром» Григория Горина и Александра Ширвиндта, постановка А.А. Ширвиндта (1982)
Гаев — «Вишнёвый сад» А.П. Чехова, постановка В.Н. Плучека (1984)
Тесть — «Родненькие мои» А.Смирнова, постановка В.Н. Плучека (1985)
Гицэ — «Рыжая кобыла с колокольчиком» И.П.Друцэ, постановка В.Н. Плучека (1986)
ПРИЗЫ И НАГРАДЫ
Премия I-го Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Призы актёрам» за образы, созданные в фильмах «Живые и мертвые, «Родная кровь», «Приходите завтра» (Ленинград, 1964 год).
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1966, за роль Серпилина в фильме «Живые и мёртвые»).
Государственная премия СССР (посмертно) (1989, за роль Копалыча в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего», последняя роль в кино).

Орден Отечественной войны I ст. (1985)
Орден Трудового Красного знамени (1981)
Орден Октябрьской революции (1986)
Орден Отечественной войны II степени (1975)

Подробнее на Кино-Театр.РУ https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/sov/3263/bio/

Удивительные истории об Анатолии Папанове

Удивительные истории об Анатолии Папанове

Исключительным он был человеком — редким среди коллег-артистов: всю жизнь прослужил в одном театре, всю жизнь прожил с одной женщиной. На фронт ушел добровольцем — 19-летним мальчишкой записался, прямо в день начала войны 22 июня. Воевал в звании старшего сержанта, был артиллеристом-зенитчиком, командовал взводом. В 1942 году, в боях под Харьковом выжил чудом, но получил тяжелое ранение в ногу. После госпиталя был комиссован — инвалидом 3-й группы, со срезанной пяткой и двумя ампутированными пальцами…

Конфуз с Гоголем

Артисты театра Сатиры любят вспоминать одну сценическую оговорку Анатолия Дмитриевича. В спектакле «Ревизор» он играл Городничего, со слов которого, как известно, начинается гоголевская пьеса. Фраза в оригинале звучит так: «Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить пренеприятное известие: к нам едет ревизор!.. Ревизор из Петербурга. Инкогнито!» Однако в тот раз Папанов неожиданно произнес: «… к нам едет Хлестаков!» — рассекретив таким образом всю интригу комедии и по сути лишая смысла знаменитую финальную «немую сцену». Все замерли в недоумении. «Городничий», смекнув, как оплошал, немного помолчал в задумчивости, после чего сказал: «Да-а, едет… Но как?! Инкогнито!..»

Удивительные истории об Анатолии Папанове
Кадр из мультфильма «Ну, погоди!» Фото: Global Look Press

«Ну, погоди!» как спасение

Театр Сатиры прибыл на гастроли в еще советский город Кишинев — столицу Молдавской ССР. Анатолия Дмитриевича встречали его товарищи-фронтовики. С презентом — солдатским чайником, литров на 15-20, наполненным яблочным самогоном. Предложили довезти с почетом — на черной «Волге». Папанов от почетной возможности отказался, сказав, что поедет «с народом» на автобусе. В «Икарусе» щедро угостил всех коллег- пассажиров горячительным напитком и на славу угостился сам… На центральной площади города была запланирована торжественная встреча гостей из Москвы. Кому-то следовало выступить с приветственной речью. «Я скажу!» — вдруг заявил о своей готовности Папанов. Вышли из автобуса, Анатолий Дмитриевич подошел к микрофону, оглядел толпу горожан и лаконично провозгласил: «Ну, заяц, погоди!..»

Удивительные истории об Анатолии Папанове
Кадр из мультфильма «Ну, погоди!» Фото: Global Look Press

Проверка на прочность

Одно время Папанов крепко выпивал. Звезда театра Сатиры Вера Васильева вспоминала: «Ко всеобщему ужасу, в жизни Толи появилась очень опасная приятельница — водочка». На то была причина — невостребованность: на протяжении 10 лет артисту приходилось выходить на сцену только в крошечных эпизодах, из тех, что в театре называют «кушать подано». Алкогольная зависимость молодого артиста набирала силу: начались скандалы — как на работе, так и дома. Его супруга Надежда Юрьевна Каратаева, тоже актриса, рассказывала: «Когда Толя пил, наша семья оказывалась на грани развала. Однажды он даже в милицию попал на 15 суток». Тогда артист в пьяном виде уселся на скамейку перед прокуратурой.

А коллеги по кино вспоминали, как на съемках одного из первых своих фильмов, изрядно выпившего Папанова вместе с другим аналогичного состояния актером закрыли в гостиничном номере — специально изолировали от внешнего мира, чтобы не допустить дополнительных возлияний. Оценив бедственность положения Анатолий Дмитриевич связал простыни, прикрепил к ним деньги и, спустив в окно, прокричал: «Помогите, братцы! Двум артистам водочки очень надо!..»

В сложившейся за ним в то время репутации алкоголика, актер усматривал и положительную сторону. Например, когда его уговаривали вступить в партию, он выдвигал контраргумент: «Это невозможно. А вдруг я напьюсь и партбилет потеряю…»

На самом деле Папанов хотел покончить с выпивкой, но дальше желания дело не продвигалось. Спартак Мишулин как-то рассказывал: «Однажды они вместе со своим закадычным другом Весником написали клятву бросить пить и, скрепив ее кровью, отдали мне. Я забрал и пошел к себе в номер спать. В пять утра слышу стук в дверь, сопровождаемый их криками: «Верни расписку! Слышишь?! Немедленно!» На следующий день они сочинили новую клятву…»

Удивительные истории об Анатолии Папанове
Анатолий Папанов. Фото: Global Look Press

Победа силы воли

«Бросить пить Толя обещал много раз, — признавалась жена артиста. — Ненадолго останавливался, но потом опять начинал. Но вдруг взял и завязал — окончательно. Раз и навсегда». Это произошло в 1973 году — знаковом для Анатолия Дмитриевича. В этот год ему было присвоено звание народного артиста СССР, и в этом же году умерла его мама. Потом Папанов говорил: «Никому не верьте в том, что со спиртным покончить невозможно. Однозначно можно — нужно только большое желание и сила воли».

В отличие от многих, «завязавших» со спиртным, актер выпивающих людей не чурался, наоборот, с наслаждением наблюдал за процессом, охотно подливал гостям. Драматург Виктор Мережко с удовольствием вспоминает, как Анатолий Дмитриевич его угощал: «Он наливал из бутылочки и приговаривал, подкладывая закусочку: «Ты, Витюх, когда первая пойдет, не икорку бери, не-е-ет, а возьми-ка вот это — огурчик малосольный! Надюша за ними специально бегала на базарчик…» А после того, как я опрокидывал стопку, говорил любовно: «Когда ты пьешь, я хмялею…»

Бонус от Рязанова

Удивительные истории об Анатолии Папанове
Эльдар Рязанов. Фото: Global Look Press


В кинематографической среде рассказывают, что во время съемок фильма «Берегись автомобиля» неожиданно возникла опасность удаления Папанова из картины — дескать, работая в нарочитой, несколько плакатной манере, он выбивается из единого актерского ансамбля. В связи с этим начальство собрало специальное совещание. На котором режиссер, Эльдар Александрович Рязанов, во весь голос воскликнул: «Свободу Анатолию Папанову!» — почти с той же интонацией, с которой экранный герой артиста — подполковник в отставке, — провозглашал в картине: «Свободу Юрию Деточкину!»

Удивительные истории об Анатолии Папанове
Кадр из фильма «Берегись автомобиля»

Политическое уединение

Популярный советский актер Георгий Менглет рассказывал такую историю. Во время гастролей театра Сатиры в Севастополе, все члены труппы свободное от работы время проводили на пляже. Объединяясь в компании. «Мы ходили поваляться под крымским солнцем с Папановым, Плучеком и Весником. Я плавать не умел, поэтому коротал время на берегу. А они уплывали далеко — за буйки, и оттуда еще дальше — за какой-то утес». Однажды Георгий Павлович поинтересовался, зачем они заплывают в такую даль? И Анатолий Дмитриевич со всей серьезностью ответил: «А это единственное место, где мы можем спокойно поговорить о политике».

Козырь социализма

Из воспоминаний жены Анатолия Дмитриевича. «Я с 1952 года являлась членом КПСС, — рассказывала Надежда Юрьевна, — а Толя был беспартийным. В райкоме партии мне сделали выгодное предложение: если сумею уговорить мужа вступить в ряды партийцев, тут же получу звание заслуженной артистки РСФСР». Увы, звание артистка Каратаева была удостоена много лет спустя и безотносительно к этому поводу. «Толя был очень принципиален. Считал, что все награды должны доставаться только за заслуги творческие, и никак не иначе. В итоге он так и не согласился на получение партбилета».

Удивительные истории об Анатолии Папанове
Надежда Юрьевна Каратаева с Анатолием Папановым в спектакле «Гнездо глухаря» Театра Сатиры. Фото: Пресс-служба Московского академического театра Сатиры


В 1979 году Папанову вручили туристическую путевку в Америку на двоих. Едва прилетели с женой в Нью-Йорк, сразу же отправились на вечерний Бродвей и были потрясены его бурной жизнью: светящийся, сверкающий, с проститутками, панками, наркоманами… Для советских людей все внове. Надежда Юрьевна — коммунист по убеждениям, выразила по этому поводу бурное негодование. Утром супруги отправились на экскурсию. Проголодавшись, купили пирожков. И жена сказала назидательно мужу, подчеркивая преимущество социалистической системы перед капиталистической: «Вот ты говоришь, что все тебе здесь нравится, однако обрати внимание: у них простой пирожок с мясом стоит аж целый доллар, а у нас — всего 10 копеек! Так где на самом деле хорошо жить?» Супруг с ответом не замедлил: «Все верно, Надя, конечно же у нас гораздо лучше. Особенно с учетом того, что к нашему почти бесплатному пирожку и лечение бесплатное прилагается».

Удивительные истории об Анатолии Папанове
Анатолий Папанов. Фото: Global Look Press

Стеснительный и некрасивый

Как рассказывала Надежда Юрьевна, в ГИТИС Папанов пришел поступать с палочкой, хромой, в вылинявшей гимнастерке, худющий. На свою будущую супругу обратил внимание довольно быстро и моментально начал ухаживать, но «признаться в любви он никак не мог, потому что был очень стеснительный». Когда студентка познакомила полюбившегося однокурсника со своей мамой, та, по словам дочери, шепнула ей: «Паренек, видно, славный, если влюблены друг в друга — женитесь, конечно, но неужели ты не могла найти кого-нибудь покрасивее?..» Однако Надю мамино предостережение не смутило. «Я знала, что Толя необыкновенно талантливый, на его показы прибегали смотреть студенты со всех курсов, и мне с ним было необыкновенно интересно…»

Свадьбу молодые люди сыграли в мае 1945 года — через 10 дней после Дня Победы. Отметили событие скромно, в кругу родных — под винегрет и водку, купленную по карточкам. И с той поры по словам актрисы: «Мы никогда не расставались — вместе и работали, и на гастроли ездили, и отдыхали, и нам не было друг с другом скучно…»

Удивительные истории об Анатолии Папанове
Кадр из фильма «Живые и мертвые». Фото: Global Look Press

Лошадиное лицо

Анатолий Папанов стал известным благодаря фильму «Живые и мертвые». Парадоксально, но сниматься в нем артист категорически отказывался. Знаменитый писатель Константин Симонов, по одноименному роману которого должна была сниматься картина, заметил Анатолия Дмитриевича в спектакле «Дамоклов меч» и, впечатленный его игрой, предложил режиссеру Александру Столперу рассмотреть его кандидатуру на роль генерала Серпилина. «В общежитие, где мы с Толей тогда жили позвонили с «Мосфильма» — позвали его на пробы, — рассказывала Надежда Юрьевна, — но сразу же получили отказ. «Что вы, я ведь на фронте сержантом был, как я могу сыграть генерала?! Неудобно это», — смущенно говорил он. Потом было еще несколько звонков с приглашениями прийти на студию, но столь же безрезультатных, с ответом: «Перестаньте меня уговаривать, я не стану даже пробовать!..» Но Симонов в своем желании видеть в роли именно этого артиста оказался еще более упрямым. Он убедил Столпера лично пригласить Папанова. Только тогда Анатолий Дмитриевич согласился. А после утверждения на роль, сказал супруге: «Я понял, почему он позвал именно меня. В книге написано, что у генерала Федора Серпилина лошадиное лицо и умные глаза…»

«Фирменная» неисправность

В ГИТИСе Папанову больше всего доставалось за его самобытную, «фирменную», манеру речи. Звучание его голоса называли «неправильным». Педагог по сценической речи строго требовала у студента избавиться, наконец, «от этого вашего шипящего». «А он не мог — из-за неправильного прикуса. Хотя старался, изо всех сил работал над исправлением, — говорила Надежда Каратаева. — Хорошо, что так и не сумел исправить, ведь потом Толиным голосом восхищались все». А сам Анатолий Дмитриевич недоумевал: «Для меня абсолютная загадка: каким образом с таким лицом и произношением я умудрился стать актером. Очевидно, это режиссеры ошиблись…»

Удивительные истории об Анатолии Папанове
Кадр из фильма «Бриллиантовая рука». Фото: Global Look Press

Ругань во благо

«Подводный» эпизод из «Бриллиантовой руки», где герой Папанова Лелик нанизывает на крючок рыбу для Никулинского Семен Семеныча Горбункова, снимали в очень холодной воде. А переснимать пришлось несколько раз — из-за того, что технические службы что-то напортачили. На очередном дубле разъяренный Папанов, вынырнув, гневно взревел на ассистента: «Идиот!!!» Гайдай был в восторге, и в итоге именно эту сцену оставил в картине…

Удивительные истории об Анатолии Папанове
Кадр из фильма «Берегись автомобиля»

Источник: https://kinoistoria.ru/blog/43419462612/Udivitelnyie-istorii-ob-Anatolii-Papanove

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *