Бронепалубный крейсер «Варяг» был построен по заказу Российской империи на судостроительной верфи «Уильям Крамп и сыновья» в Филадельфии (США). Он сошел со стапелей филадельфийских доков 31 октября (19 октября по ст. ст.) 1899 года. Свое название корабль получил в честь одноименного парусно-винтового корвета, участника американской экспедиции 1863 года.

По техническим характеристикам «Варяг» не имел себе равных: оснащенный мощным пушечным и торпедным вооружением, он был к тому же и самым быстроходным крейсером России. Кроме того, «Варяг» был телефонизирован, электрифицирован, укомплектован радиостанцией и паровыми котлами новейшей модификации.

После испытаний в 1901 году корабль был представлен петербуржцам.

В мае 1901 года крейсер был срочно отправлен на Дальний Восток для усиления эскадры Тихого океана. В феврале 1902 года крейсер, обойдя полсвета, отдал якорь на рейде Порт-Артура. С этого момента началась его служба в составе эскадры. В декабре 1903 года крейсер был направлен в нейтральный корейский порт Чемульпо для несения службы в качестве стационера. На рейде, помимо «Варяга», находились корабли международной эскадры.

Поначалу служба «Варяга» на рейде Чемульпо протекала спокойно. 18 января (5 января по ст. ст.) 1904 года на рейд прибыла русская канонерская лодка «Кореец», а 8 февраля (26 января по ст. ст.) когда она попыталась уйти из Чемульпо, море была остановлена японской эскадрой и повернула обратно.

Ночью 9 февраля (27 января по ст. ст.) 1904 года, в первый день русско-японской войны (1904-1905), длившейся 588 дней, крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», находившиеся в корейской бухте Чемульпо, были блокированы японской эскадрой.

Экипажи российских кораблей, пытаясь прорваться из Чемульпо в Порт-Артур, вступили в неравный бой у острова Йодольми в Жёлтом море с японской эскадрой, в составе которой было шесть крейсеров и восемь миноносцев.

Всего за время сражения экипаж крейсера «Варяг» выпустил более 1,1 тысячи снарядов, потопил японский миноносец и вывел из строя два крейсера противника.

Но и сам «Варяг» к концу боя практически полностью исчерпал свои боевые возможности к сопротивлению из-за больших потерь в личном составе и многочисленных серьезных повреждений. Согласно официальному документу (санитарному отчету за войну), потери крейсера составили 130 человек — 33 убитых и 97 раненых. «Кореец» не получил никаких повреждений и не имел потерь в экипаже.

Неравный бой длился 50 минут. Не сумев прорваться, корабли вернулись в порт Чемульпо, где получили от японцев ультиматум сдаться в плен. Русские моряки отвергли его. По решению офицерского совета во избежание захвата японцами «Варяг» был затоплен, а «Кореец» взорван. Этот подвиг стал символом мужества и отваги русских моряков.

Экипажи русских кораблей были вывезены иностранными стационерами в Шанхай (Китай), а оттуда на нейтральных транспортах отправлены в Россию.

На следующий день после легендарного боя вся мировая общественность сразу заговорила о беззаветной храбрости русских моряков. Были выпущены десятки красочных альбомов, картин, книг, памятных медалей и открыток с портретами командиров и изображениями «Варяга» и «Корейца». Появилась знаменитая песня «Памяти «Варяга». Стихи были написаны австрийским поэтом Рудольфом Грейнцем, переведены Евгенией Студенской, а положил их на музыку воспитанник Астраханского гренадерского полка Алексей Турищев. Песня мгновенно стала народной.

Впервые в российской истории все участники боя (около 500 человек) были награждены высшей воинской наградой — Георгиевским крестом. После торжеств команда «Варяга» была расформирована, моряки поступили на службу на другие корабли. Командир Всеволод Руднев был награжден, повышен по службе и стал командиром еще только строившегося в Петербурге эскадренного броненосца «Андрей Первозванный», позже был отправлен в отставку.

Действия «Варяга» во время сражения восхитили даже противника — после русско-японской войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев «Варяга» и наградило его командира Всеволода Руднева орденом Восходящего Солнца.

После легендарного боя в бухте Чемульпо «Варяг» пролежал на дне Желтого моря больше года. Только в 1905 году затонувшее судно было поднято со дна моря, отремонтировано и введено в состав Императорского флота Японии под именем «Соя». Более 10 лет легендарный корабль служил учебным судном для японских моряков, однако из уважения к его героическому прошлому японцы сохранили надпись на корме — «Варяг».

В 1916 году Россия приобрела у своей уже союзницы Японии бывшие русские боевые корабли «Пересвет», «Полтава» и «Варяг». После выплаты четырех миллионов йен «Варяг» был восторженно встречен во Владивостоке и 9 апреля (27 марта по ст. ст.) 1916 года на крейсере был вновь поднят Андреевский флаг. Корабль был зачислен в Гвардейский экипаж и направлен для усиления Кольского отряда Северно-Ледовитого флота. 1 декабря (18 ноября по ст. ст.) 1916 года крейсер «Варяг» торжественно встречали в Мурманске. Здесь он был назначен флагманским кораблем Морских сил обороны Кольского залива.

Однако машины и котлы крейсера требовали немедленного капитального ремонта, а артиллерия — перевооружения. Всего за несколько дней до Февральской революции «Варяг» ушел в Англию, на судоремонтные доки Ливерпуля. В ливерпульском доке «Варяг» простоял с 1917 по 1920 год.

Необходимые средства на его ремонт (300 тысяч фунтов) так и не были выделены. В феврале 1920 года, следуя на буксире через Ирландское море в Глазго (Шотландия), куда он был продан на металлолом, крейсер попал в сильный шторм и сел на камни. Все попытки спасти корабль оказались неудачными. В 1925 году крейсер был частично разобран на месте, а 127-метровый корпус взорван.

В 1947 году был снят художественный фильм «Крейсер «Варяг», а 8 февраля 1954 года, в канун 50-летия подвига «Варяга», в Москве состоялся торжественный вечер с участием ветеранов битвы при Чемульпо, где от имени советского правительства героям-«варяжцам» были вручены медали «За отвагу». Юбилейные торжества проходили во многих городах страны.

К 100-летию героического сражения в 2004 году в бухте Чемульпо российской делегацией был установлен памятник русским морякам «Варяга» и «Корейца». На открытии мемориала в порту Инчхона (бывший город Чемульпо) присутствовал флагман Тихоокеанского флота России гвардейский ракетный крейсер «Варяг».

Нынешний «Варяг» — преемник одноименного легендарного корабля первого поколения — вооружен мощным многоцелевым ударным ракетным комплексом, который позволяет поражать надводные и наземные цели на значительном удалении. Также в его арсенале находятся реактивные бомбометные установки, торпедные аппараты и несколько артиллерийских установок различного калибра и назначения. Поэтому в НАТО российские корабли такого класса образно называют «убийцами авианосцев».

В 2007 году в Шотландии, где нашел свое последнее пристанище легендарный «Варяг», был открыт мемориальный комплекс, на котором присутствовал большой противолодочный корабль (БПК) ВМФ России «Североморск». Эти памятники, выполненные в русских морских традициях, стали первыми мемориалами русскому воинскому духу за границей России и вечным символом благодарности и гордости потомков.

В 2009 году к 105-летию легендарного боя с японской эскадрой был создан уникальный международный выставочный проект «Крейсер «Варяг».

Крейсер Варяг и капитан первого ранга Руднев
© РИА Новости / Ю. Левянт Перейти в фотобанк

Обретение реликвий», включающий в себя подлинные раритеты с легендарного судна и канонерской лодки «Кореец» из фондов российских и корейских музеев. Подобной выставки, демонстрирующей реликвии российского флота еще не было в отечественной истории.

В 2010 году власти южнокорейского города Инчхон передали России на временное хранение гюйс (носовой флаг) легендарного крейсера «Варяг» во время визита в Южную Корею президента России.

Флаг экспонировался в Москве, Санкт-Петербурге, побывал на базах всех четырех флотов Военно-морских сил России, а также в Тульской области, где похоронен командир корабля Всеволод Руднев. Потом флаг был передан на хранение в Центральный военно-морской музей.

В 2012 году власти Инчхона приняли решение продлить временное хранение гюйса в России.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников https://ria.ru/20141031/1030727394.html

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *