Старший летчик 1-й эскадрильи 826 шап, 335-й Краснознаменной Витебской орденов Ленина, Красного Знамени и Суворова II степени штурмовой авиационной дивизии
Звание: лейтенант

Родился 30 октября 1924 года в Свердловске в семье военного. Отец — кандидат исторических наук, подполковник Леонид Михайлович Гуляев был заместителем начальника политотдела Молотовской военной авиационной школы, мать — Мария Алексеевна, педагог. В 15-летнем возрасте был принят в аэроклуб. С началом войны Владимир идёт слесарем в авиационную мастерскую.

20 апреля 1942 года зачислен курсантом в Молотовскую (Пермскую) военную авиационную школу пилотов. Он стал пилотом бронированного штурмовика Ил-2. …Самый молодой курсант Молотовской школы летчиков-штурмовиков Володя Гуляев окончил ее с отличием и, получив звание младшего лейтенанта, прибыл с новой партией пополнения в 639-й полк, который базировался тогда около города Велиж.

В ноябре 1943 года началось формирование 335-й штурмовой авиадивизии, в которую вошел полк Гуляева и соседний, 826-й, из их 211-й дивизии. Зимой летчики новоиспеченной дивизии летали редко, в основном на разведку. Гуляеву удалось совершить всего лишь один боевой вылет. Весной 1944 года в дивизию поступил приказ на перевод 639-го полка на 2-й Украинский фронт , переводится в 826 штурмовой авиационный полк 335-й дивизии. В 1-й эскадрилье этого полка Владимир Гуляев и пройдет все свои фронтовые университеты до самого победного дня — 9 мая 1945 года. В мае 1944 года 335-я штурмовая дивизия в составе 826-го и 683-го штурмовых авиаполков скрытно перебазировалась на аэродром у Городка на Витебщине. Ей отводилась важнейшая роль в предстоящих боях за Витебск и Полоцк. Витебскую группировку немцы называли громко и помпезно — «Щит Прибалтики». Этот самый щит и предстояло выбить из кровавых рук «сверхчеловеков» нашим войскам.

Первые вылеты Гуляева были на штурмовку железнодорожных станций Ловша, Оболь, Горяны на дороге Витебск — Полоцк. Особенно досталось фрицам от ударов Владимира в Оболи. На эту станцию он летал 20 мая, 6, 13 и 23 июня. В полковых документах за 13 июня говорится: «Летая на штурмовку ж.д. станции Оболь в группе из шести Ил-2, сделав 3 захода, несмотря на сильный зенитный огонь противника, т. Гуляев сбросил бомбы в эшелон, наблюдались 3 взрыва с черным дымом, огнем пушек и пулеметов расстреливал живую силу противника. Задание выполнил отлично.

Результат штурмовки подтверждается фотоснимком и показаниями истребителей прикрытия» Во время операции «Багратион» 826-й штурмовой полк наносил удары по живой силе и технике противника, двигающейся по дорогам Добрино — Вербали — Шумилино — Бешенковичи, Ловша — Богушевское — Сенно и Ловша — Климово. В составе шестерки штурмовиков ведомым у командира 1-й эскадрильи капитана Попова поднялся в воздух и младший лейтенант Гуляев со своим воздушным стрелком — сержантом Василием Виниченко. Их целью была немецкая колонна на дороге Ловша — Полоцк. Но с воздуха они вдруг увидели, что на станции Оболь стоят под парами 5 эшелонов врага. Сквозь плотный частокол зенитного огня к ним прорвались лишь Попов и Гуляев. Но Попова все же сбили над самой станцией. Вместе с ним погиб и его стрелок старшина Безживотный. Сбросить бомбы на эшелоны и вернуться на свой аэродром целым и невредимым удалось лишь Гуляеву. На станции Оболь потом еще целых два дня бушевал пожар и рвались боеприпасы.

Перелетев на аэродром Бешенковичи, 826-й полк после уничтожения врага в районе Лепель — Чашники принял участие в Полоцкой наступательной операции. Владимир Гуляев со своими товарищами штурмует немецкие колонны и позиции в районе Глубокого, Дуниловичей, Боровухи, Дисны, Бигосово. 3 июля громит врага на северо-западной окраине Полоцка, а 4 июля, в день освобождения города, участвует в разгроме немецкой колонны на дороге Дрисса (Верхнедвинск) — Друя. В результате этого сокрушительного удара немцы потеряли 535 автомашин и речную баржу. Несмотря на то, что враг нес столь чудовищные потери и отступал, полеты для наших штурмовиков были отнюдь не охотничьей прогулкой. Небо буквально рвали в клочья немецкие зенитки, а в облаках постоянно рыскали «фоккеры» и «мессеры». И всякий раз кому-то из летчиков дивизии не было суждено вернуться на родной аэродром. Сбиты экипажи Акимов — Куркулев, Федоров — Цуканов, Осипов — Кананадзе, Куроедов — Кудрявцев, Маврин — Вдовченко, Матросов — Катков, Шкарпетов — Коргин В районе Резекне во время атаки артиллерийских позиций самолет Гуляева получил тяжелые повреждения, и его пришлось сажать с остановившимся мотором прямо на лес. Старенький Ил-2 с металлическими крыльями принял страшный удар о деревья на себя, как мог смягчил его и, погибая, все же спас экипаж от верной смерти. Владимира Гуляева в бессознательном состоянии срочно доставили на попутном Ли-2 в Центральный авиационный госпиталь в Москву. В свой полк он вернулся лишь через три с половиной месяца. О тяжелом ранении напоминали шрамы на переносице и подбородке и неутешительное заключение врачей, которое позволяло надеяться на полеты только в легкомоторной авиации. А это деревянно-полотняные «кукурузники» По-2. Такие были в 335-й дивизии лишь в штабном звене управления. Здесь на должности пилота По-2 он и продолжил свою службу, а в марте 1945 года вновь поднял Ил-2 в воздух. И в одном из первых боевых вылетов едва не погиб.

Архивный документ повествует об этом лаконично и сухо: «26.3.1945 г. летал на штурмовку автомашин противника в район Бальга. Произведя три захода на цель, он уничтожил три автомашины и создал один очаг пожара. От прямого попадания зенитного снаряда самолет его был поврежден, но благодаря отличной технике пилотирования он привел самолет на свой аэродром и благополучно произвел посадку». Но и после этого Гуляев неудержимо рвется в бой, совершая по 2 — 3 боевых вылета в день. 6 апреля целью Гуляева и его товарищей стал город-крепость Кенигсберг (Калининград). Летчикам именно их дивизии была доверена высокая честь сбросить с самолета ультиматум коменданту Кенигсберга генералу Отто Ляшу. Не выдержав мощи ударов атакующих, цитадель прусского милитаризма пала всего через три дня — 9 апреля.

Именно в этот день за мужество, отвагу и совершенные 20 успешных боевых вылетов в небе Восточной Пруссии Владимир Гуляев был представлен к ордену Отечественной войны I степени. А поставить победную точку в войне лейтенанту Владимиру Гуляеву было суждено на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года на Параде Победы в составе сводной роты летчиков 3-й воздушной армии. Впереди колонны — овеянное славой Боевое Знамя 335-й Витебской ордена Ленина Краснознаменной, ордена Суворова штурмовой авиадивизии. В первой шеренге — Герои Советского Союза. Среди них — командир его 1-й эскадрильи Герой Советского Союза капитан Федор Садчиков. 30 ноября 1945 года лейтенант Гуляев В.Л. уволен в запас.

На счету у выпускника ВГИКа, ученика легендарных М.Ромма и С.Юткевича, актера Театра-студии киноактера, заслуженного артиста России Владимира Гуляева не так уж и много ролей — где-то около сорока. Играл он просто, но за этой простотой скрывалась какая-то необъяснимая магия добра. Даже кратковременное появление его в кадре создавало в фильме удивительную атмосферу искренности и веры. Видимо, поэтому режиссеры так часто приглашали его играть в эпизодических ролях.

Заслуженный артист России Владимир Леонидович Гуляев умер 3 ноября 1997 года.

Награжден двумя орденами Красного Знамени, двумя Отечественной войны I степени , медалью «За взятие Кенигсберга».

х/ф «Бриллиантовая рука»

http://www.pobeda1945.su/frontovik/4309

Хулиганистый водитель Журченко из фильма «Весна на Заречной улице» и обаятельный, с чуть хладнокровным взглядом, водитель-оперативник из «Бриллиантовой руки». Помните сцену с участием никулинского Семена Горбункова и гуляевского милиционера Володи в салоне автомобиля? Семен Семенович высовывается из окна двадцать первой Волги и, видя за рулем другого автомобиля двойника своего соседа, с недоумевающим видом поворачивается в сторону Володи-первого. И тут Володя говорит Семену Семеновичу: «Так надо!» 

Окончив в 1951 году ВГИК (курс Михаила Рома и Сергея Юткевича), Гуляев практически всю жизнь проработал в Театре-студии киноактера. Сниматься он стал сразу же. B 50-e годы его типаж простого советского парня очень приглянулся режиссерам. Ему доставались небольшие роли, но даже в них он мог отразить столько, сколько порой не удавалось выразить в более многословных, главных ролях его коллегам. Гуляев играл преимущественно друзей главных героев или их оппонентов. Немало на его счету и персонажей в погонах – милиционеры в комедиях «Зигзаг удачи» и «Операция «Ы», полицейский в «Опасных гастролях», капитан в фильме «Ко мне, Мухтар», тот же оперативник Володя в «Бриллиантовой руке». Режиссеров подкупала его стать и выправка, ведь Гуляев был в прошлом военным человеком, офицером, участником Великой Отечественной. 

В 1942 году, в 17 лет, Владимир был принят в Пермскую авиашколу, которая выпускала лётчиков-бомбардировщиков. Затем прошел курс переподготовки на пилота-штурмовика. 6 ноября 1943 года 18-летний младший лейтенант Гуляев прямо с Красной площади отправились на фронт. Сперва попал в 639-й полк 211-й штурмовой авиадивизии, потом полк был передан во вновь формируемую 335-ю штурмовую авиадивизию. В дальнейшем воевал в небе Восточной Пруссии, совершая каждый день по несколько боевых вылетов. 

24 июня 1945 года лейтенант Гуляев снова прошёл по Красной площади, вместе с сотнями соотечественников, победителей. Участие в Параде Победы с тех пор он называл самым главным событием в жизни. 

Несмотря на увлеченность кино, Владимир Леонидович не мог забыть ту войну, на которой оказался совсем молодым юношей. Он написал книгу воспоминаний. Ее главный герой – молодой лейтенант авиации Ладыгин. Но, прочтя книгу, сразу угадываешь в Ладыгине самого автора. 

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *