Автор: Роман Ларинцев

Советская авиация дальнего действия (АДД) являлась мощным инструментом в руках Верховного Главнокомандования, особенно во второй половине войны, когда она перешла к массированным действиям. Однако возможность нанести существенный урон противнику при этом полностью зависела от способности найти объект атаки, с чем иногда были проблемы.

​В полёте дальний четырёхмоторный бомбардировщик ТБ-7 (Пе-8) - Блуждания и заблуждения | Warspot.ru
В полёте дальний четырёхмоторный бомбардировщик ТБ-7 (Пе-8)

Первый эпизод относится к событиям осени 1941 года, когда советское руководство решило накануне 24-й годовщины Великого Октября сделать «подарок Гитлеру», как писали на авиационных бомбах в годы войны. Для решения поставленной задачи была привлечена 81-я авиационная дивизия дальнего действия генерал-майора А.Е. Голованова, на вооружении которой состояли четырёхмоторные бомбардировщики ТБ-7 (Пе-8).

В ночь с 29 на 30 октября на запланированный удар по Берлину с подмосковного аэродрома Раменское вылетели шесть ТБ-7 746-го авиаполка дальнего действия, но сбросили бомбы только четыре из них. Из этих четырёх гигантов два бомбили Орёл, ещё у одного в полёте отказал один из моторов, и экипаж сбросил свой груз на железнодорожные станции Плявиняс, что в 100 км северо-западнее Двинска (ныне Даугавпилс) и Остров, что в 40 км южнее Пскова. Один ТБ-7, которым командовал лейтенант А.А. Перегудов, с задания не вернулся, однако вскоре выяснилось, что экипаж остался цел. Послеполётный доклад выглядел так:

«Боевое донесение экипажа самолёта №42025, командир корабля лейтенант Перегудов. В 17:46 29.10.1941 стартовал с аэродрома Раменское на бомбардирование г. Берлин. В 23:50 с высоты 7200 метров на цель сброшены ФАБ-100 — 20 шт. Бомбы сброшены прицельно серией залпов в один заход. Наблюдали разрывы бомб в городе. В результате бомбометания возник один пожар.

Противодействие ПВО: В 20:20, высота 6000 метров, в районе г. Двинск к самолёту подошли два истребителя, тип не опознан, шли за самолётом в течение 20 минут, близко не подходили. Наш самолёт ушёл в облака, истребители его потеряли и больше не подходили.

В 22:50, г. Нойштеттин, самолёт обстрелян зенитной артиллерией, разрывы снарядов наблюдали ниже самолёта, работало шесть прожекторов. Над целью после бомбометания зенитная артиллерия открыла огонь по самолёту и заработали прожектора, разрывы снарядов наблюдали ниже самолёта. Обратно от цели шли за облаками, противодействия не встречали.

Метеоусловия: от Переславля-Залесского до Калинина облачность 6–7 баллов, высота 4000 метров, от Калинина до района Двинска — сплошная облачность, высота около 5000 метров, в районе Двинска редкая облачность, от района Двинска до Данцига — сплошная облачность, высота около 5500 метров. От Данцига облачность уменьшилась и в районе цели облачность 6–7 баллов. Цель просматривалась через разрывы облаков.

В 23:00 при подходе к г. Нойштеттин отказал второй мотор, к цели пришли на трёх моторах. При обратном следовании после бомбометания в районе г. Двинск отказал третий мотор.

Продолжали полёт на двух моторах в течение 3 часов 30 минут, шли всё время за облаками. Вышли из облаков на высоте 1600 метров, район не опознан, горючее было на исходе. Через 20 минут после выхода из облаков ориентировка не восстановлена. Горючее всё выработано. Экипаж произвёл посадку на болотистое место, 15 км южнее Бокситогорска, у озера Черенское, в результате вынужденной посадки на болотистое место самолёт разрушен, экипаж получил следующие ушибы и ранения: командир корабля Перегудов — тяжёлый ушиб в нижней части живота, второй лётчик — лёгкий ушиб в области живота, штурман Колечко — лёгкое ранение кисти руки и ушибы лица. Остальной экипаж невредим. Экипаж остатки самолёта уничтожил, снятое оборудование сдано технической команде, о чём доложено начальнику района аэродромного обслуживания бригадному комиссару Кузнецову. Командир корабля Перегудов экипажем доставлен в г. Тихвин и оставлен в военно-полевом госпитале, т.к. ходить не может. На обратном полёте на высоте за облаками рамка радиополукомпаса замёрзла, и пользоваться радиополукомпасом штурман не смог. Вынужденная посадка произведена в 6 часов 30 минут, общая продолжительность полёта 12 часов 46 минут».

Ads by optAd360

Однако именно в эту ночь над территорией Рейха произошла очень любопытная история. Немецкая ПВО зафиксировала полёт двух самолётов над северо-западной Германией, несколько севернее Гамбурга. Погода была достаточно сложной, стояла низкая плотная облачность. Неопознанные бомбардировщики пришли на высоте 3000–4000 метров с востока, сбросили бомбы на ложный объект у города Штаде и ушли опять же в восточном направлении. Эти данные подтверждают и документы кригсмарине, которые сообщают, что в 23:10 по берлинскому времени (00:10 по Москве) неопознанный самолёт с юга подошёл к зоне ПВО Киля, а затем направился на северо-восток. Немецкая зенитная артиллерия огня не открывала.

​Берлин, Гамбург и Штаде на карте Германии - Блуждания и заблуждения | Warspot.ru
Берлин, Гамбург и Штаде на карте Германии

Весьма вероятно, что неопознанным самолётом оказался именно ТБ-7 лейтенанта Перегудова: для ТБ-7 такая дальность не была запредельной, а ошибка в 250 км между Берлином и Гамбургом, увы, не была большой редкостью для советских штурманов. Необходимо отметить, что британские самолёты над этим районом Германии в ночь с 29 на 30 октября 1941 года не появлялись. Если эта версия событий соответствует действительности, то экипаж Перегудова совершил самый глубокий советский рейд на территорию Третьего рейха — правда, совершенно не подозревая об этом. За этот вылет лейтенант Анатолий Андреевич Перегудов был награждён орденом Красного Знамени.

Второй эпизод связан с серией ударов советской дальней авиации по объектам глубокого тыла противника летом-осенью 1942 года. Тогда кроме немецких городов в списке целей дальних бомбардировщиков фигурировали Будапешт и Бухарест, а также столица оккупированной Польши Варшава. Однако из сохранившихся немецких документов следует, что список европейских столиц, которым нанесли визит советские дальники, не полон.

​В полёте Ил-4 — «рабочая лошадка» советской АДД на протяжении всей войны - Блуждания и заблуждения | Warspot.ru
В полёте Ил-4 — «рабочая лошадка» советской АДД на протяжении всей войны

В ночь на 4 сентября 1942 года подчинённые А.Е. Голованова отправились в очередной рейд на столицу хортистской Венгрии Будапешт. По отчётам, написанным после операции, удар облегчали два обстоятельства. Во-первых, Будапешт не был затемнён, во-вторых, непрерывно работала широковещательная радиостанция венгерской столицы. Несколько самолётов бомбардировали запасные цели, названия которых вряд ли что-то говорили обычному советскому человеку и поэтому в сводках Совинформбюро не упоминались. Если бы в советских штабах знали, какой ещё город стал объектом удара в результате навигационной ошибки одного из штурманов…

Обратимся к дневнику министра пропаганды Третьего рейха Йозефа Геббельса. Через два дня после налётов он писал:

«Советские самолёты вторглись с востока в воздушное пространство в полосе от Риги до Будапешта. В Венгрии, в первую очередь на Будапешт, были сброшены фугасные бомбы. Шесть авиабомб разорвались в окрестностях Вены. Особых разрушений нигде не отмечено. Идентифицированные самолёты, участвовавшие в налёте, относятся к типу устаревших машин (не было отмечено ни английских, ни американских типов). Самолёты шли на большой высоте и беспорядочно сбрасывали бомбы».

​Сообщение Совинформбюро о налёте советских бомбардировщиков на Будапешт - Блуждания и заблуждения | Warspot.ru
Сообщение Совинформбюро о налёте советских бомбардировщиков на Будапешт

Записи в дневнике рейхсминистра подтверждают и официальные документы. Так, дневник штаба руководства войной на море сообщает:

«Из 176 самолётопролётов противника 100 пришлось на территорию Рейха, в том числе 50 — на Востоке. Налётам подвергались районы Либавы, Эльбинга, Кутно, Лодзи до Братиславы. В том числе были атакованы Будапешт и Вена…»

​Чтобы выйти на Вену вместо Будапешта, нужно было уклониться от маршрута всего на несколько градусов - Блуждания и заблуждения | Warspot.ru
Чтобы выйти на Вену вместо Будапешта, нужно было уклониться от маршрута всего на несколько градусов

Казалось бы, спутать два крупных города довольно сложно, однако, если посмотреть на карту, ситуация меняется. Вена, конечно, дальше, чем Будапешт, но 100 км не такая уж большая разница, и небольшая ошибка в проложенном курсе вполне могла привести к подобному промаху. Надо полагать, главным ориентиром для советских лётчиков был Дунай, а обе столицы бывшей Двуединой монархии расположены на его берегах. Конечно, сказанное не оправдывает штурмана, однако подобный просчёт не выходит за пределы обычных в ситуации дальнего ночного полёта ошибок. https://warspot.ru/20616-bluzhdaniya-i-zabluzhdeniya

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *