Русский и советский поэт, писатель, критик, литературовед, переводчик Корней Иванович Чуковский (настоящее имя Николай Иванович Корнейчуков) родился 31 (19 по старому стилю) марта 1882 года в Санкт-Петербурге. Отец Чуковского, петербургский студент Эммануил Левенсон, в семье которого была прислугой мать Чуковского – крестьянка Екатерина Корнейчукова, через три года после рождения сына оставил ее. Вместе с сыном и старшей дочерью она вынуждена была уехать в Одессу.

Николай учился в одесской гимназии, но в 1898 году он был исключен из пятого класса, когда по специальному указу (указ о кухаркиных детях) учебные заведения освобождались от детей низкого происхождения.

С юношеских лет Чуковский вел трудовую жизнь, много читал, самостоятельно изучил английский и французский языки.

В 1901 году Чуковский начал печататься в газете «Одесские новости», куда его привел старший друг по гимназии, впоследствии политический деятель, идеолог сионистского движения Владимир Жаботинский.

В 1903–1904 годы в качестве корреспондента «Одесских новостей» Чуковский был направлен в Лондон. Почти ежедневно он посещал бесплатный читальный зал библиотеки Британского музея, где читал английских писателей, историков, философов, публицистов. Это помогло писателю впоследствии выработать собственный стиль, который потом называли парадоксальным и остроумным.

С августа 1905 года Чуковский жил в Петербурге, сотрудничал со многими петербургскими журналами, организовал (на субсидию певца Леонида Собинова) еженедельный журнал политической сатиры «Сигнал». В журнале печатались Федор Сологуб, Тэффи, Александр Куприн. За смелые карикатуры и антиправительственные стихи в четырех вышедших номерах Чуковский был арестован и был приговорен к шестимесячному заключению.

Корней Чуковский с семьей. Куоккала, 1910-е гг.
Слева направо: дети Лидия, Николай, Борис, жена Мария Борисовна.

В 1906 году он стал постоянным сотрудником журнала Валерия Брюсова «Весы». С этого года Чуковский также сотрудничал с журналом «Нива», газетой «Речь», где печатал критические очерки о современных писателях, позднее собранные в книгах «От Чехова до наших дней» (1908), «Критические рассказы» (1911), «Лица и маски» (1914), «Футуристы» (1922).

С осени 1906 года Чуковский поселился в Куоккале (ныне поселок Репино), где сблизился с художником Ильей Репиным и юристом Анатолием Кони, познакомился с Владимиром Короленко, Александром Куприным, Федором Шаляпиным, Владимиром Маяковским, Леонидом Андреевым, Алексеем Толстым. Позднее Чуковский рассказал о многих деятелях культуры в своих мемуарах – «Репин. Горький. Маяковский. Брюсов. Воспоминания» (1940), «Из воспоминаний» (1959), «Современники» (1962).

В Куоккале поэт переводил «Листья травы» американского поэта Уолта Уитмена (опубликовал в 1922 году), писал статьи о детской литературе («Спасите детей» и «Бог и дитя», 1909) и первые сказки (альманах «Жар-птица», 1911). Здесь же был собран альманах автографов и рисунков, отразивший творческую жизнь нескольких поколений деятелей искусства – «Чукоккала», название которого придумал Репин.

Этот юмористический рукописный альманах, где оставили творческие автографы Александр Блок, Зинаида Гиппиус, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Илья Репин, а также писатели Артур Конан Дойл и Герберт Уэллс, впервые был опубликован в 1979 году в урезанном варианте.

В феврале-марте 1916 года Чуковский предпринял вторую поездку в Англию в составе делегации русских журналистов по приглашению британского правительства.  В том же году Максим Горький пригласил его руководить детским отделом издательства «Парус». Результатом совместной работы стал альманах «Елка», изданный в 1918 году.

Осенью 1917 года Корней Чуковский возвратился в Петроград (ныне Санкт-Петербург), где жил до 1938 года.

В 1918-1924 годах он входил в руководство издательством «Всемирная литература».

В 1919 году участвовал в создании «Дома искусств» и руководил его литературным отделом.

В 1921 году Чуковский организовал в Холомках (Псковская губерния), где он «спасал свою семью и себя от голода», для петроградских писателей и художников дачу-колонию, принимал участие в создании детского отдела издательства «Эпоха» (1924).

В 1924–1925 годах работал в журнале «Русский современник», где вышли его книги «Александр Блок как человек и поэт», «Две души Максима Горького».

В Ленинграде Чуковский издал книги для детей «Крокодил» (опубликована в 1917 году под названием «Ваня и крокодил»), «Мойдодыр» (1923), «Тараканище» (1923), «Муха-цокотуха» (1924, под названием «Мухина свадьба»), «Бармалей» (1925), «Айболит» (1929, под названием «Приключения Айболита») и книгу «От двух до пяти», которая впервые была опубликована в 1928 году под названием «Маленькие дети».

Детские сказки стали причиной начатой в 1930-е годы травли Чуковского, так называемой борьбы с «чуковщиной», инициированной Надеждой Крупской, женой Владимира Ленина. 1 февраля 1928 года была опубликована ее статья «О «Крокодиле» К.Чуковского» в газете «Правда». 14 марта в защиту Чуковского на страницах «Правды» выступил Максим Горький своим «Письмом в редакцию». В декабре 1929 года в «Литературной газете» Корней Чуковский публично отрекся от своих сказок и обещал создать сборник «Веселая колхозия». Он был подавлен пережитым событием и после этого долго не мог писать. По собственному признанию, с того времени он из автора превратился в редактора. Кампания травли Чуковского из-за сказок возобновлялась в 1944 и 1946 годах – были напечатаны критические статьи в адрес «Одолеем Бармалея» (1943) и «Бибигона» (1945).

С 1938 года до конца жизни Корней Чуковский жил в Москве и на даче в подмосковном Переделкине. Он покинул столицу лишь во время Великой Отечественной войны, с октября 1941 года по 1943 год эвакуировавшись в Ташкент.

В Москве Чуковский опубликовал детские сказки «Краденое солнце» (1945), «Бибигон» (1945), «Спасибо Айболиту» (1955), «Муха в бане» (1969). Для детей младшего школьного возраста Чуковский пересказал древнегреческий миф о Персее, переводил английские народные песенки («Барабек», «Дженни», «Котауси и Мауси» и другие). В пересказе Чуковского дети познакомились с «Приключениями барона Мюнхгаузена» Эриха Распе, «Робинзона Крузо» Даниэля Дефо, «Маленьким оборвышем» Джеймса Гринвуда. Чуковский переводил сказки Киплинга, произведения Марка Твена («Том Сойер» и «Геккельбери Финн»), Гилберта Честертона, О. Генри («Короли и капуста», рассказы).

Уделяя много времени литературному переводу, Чуковский написал исследовательский труд «Искусство перевода» (1936), позднее переработанный в «Высокое искусство» (1941), расширенные издания которого вышли в 1964 и 1968 годах.

Увлеченный англоязычной литературой, Чуковский исследовал жанр детектива, набиравший обороты в первой половине XX века. Он прочел много детективов, выписывал особенно удачные места из них, «коллекционировал» способы убийств. Он первый в России заговорил о зарождающемся феномене массовой культуры, приводя в пример детективный жанр в литературе и кинематограф в статье «Нат Пинкертон и современная литература» (1908).

Корней Чуковский являлся историком и исследователем творчества поэта Николая Некрасова. Ему принадлежат книги «Рассказы о Некрасове» (1930) и «Мастерство Некрасова» (1952), опубликованы десятки статей о русском поэте, разысканы сотни некрасовских строк, запрещенных цензурой. Эпохе Некрасова посвящены статьи о Василии Слепцове, Николае Успенском, Авдотье Панаевой, Александре Дружинине.

Относившийся к языку как к живому существу, Чуковский в 1962 году написал книгу «Живой как жизнь» о русском языке, в которой описал несколько проблем современной речи, главной болезнью которой он назвал «канцелярит» – придуманное Чуковским слово, обозначающее загрязнение языка бюрократическими штампами.

Корней Чуковский – автор биографических повестей «Гимназия» (1938) и «Серебряный герб» (1961).

Известный и признанный писатель Корней Чуковский как человек мыслящий многое не принимал в советском обществе. В 1958 году Чуковский оказался единственным советским писателем, поздравившим Бориса Пастернака с присуждением Нобелевской премии. Он был одним из первых, кто открыл Солженицына, первым в мире написал восхищенный отзыв об «Одном дне Ивана Денисовича», дал писателю кров, когда тот оказался в опале. В 1964 году Чуковский хлопотал в защиту поэта Иосифа Бродского, отданного под суд за «тунеядство».

В 1957 году Корнею Чуковскому была присвоена ученая степень доктора филологических наук, в 1962 году – почетное звание доктора литературы Оксфордского университета.

Чуковский был награжден орденом Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени и медалями. В 1962 году ему была присуждена Ленинская премия за книгу «Мастерство Некрасова».

Умер Корней Чуковский в Москве 28 октября 1969 года.  Писатель похоронен на Переделкинском кладбище.

25 мая 1903 года Чуковский венчался с Марией Борисовной Гольдфельд (1880-1955). У четы Чуковских родились четверо детей – Николай, Лидия, Борис и Мария. Одиннадцатилетняя Мария умерла в 1931 году от туберкулеза, Борис погиб в 1942 году под Москвой во время Великой Отечественной войны.

Старший сын Чуковского Николай (1904–1965) также был писателем. Он автор биографических повестей о Джеймсе Куке, Жане Лаперузе, Иване Крузенштерне, романа «Балтийское небо» о защитниках осажденного Ленинграда, психологических повестей и рассказов, переводов.

Дочь Лидия (1907–1996) – писательница и правозащитница, автор повести «Софья Петровна» (1939-1940, опубликована в 1988 году), представляющей собой свидетельство современницы о трагических событиях 1937 года, работ о русских писателях, воспоминаний об Анне Ахматовой, а также трудов по теории и практике редакторского искусства.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

Источник: https://ria.ru/20120331/606530796.html

… ..

https://t.me/otdel_gazet_RNB/2568

28 октября 1969 года скончался один из самых популярных детских писателей СССР Корней Чуковский. Одной из последних его работ стала статья «Признания старого сказочника»:

«Прошлым летом я сочинил для моей правнучки, трехлетней Марины, сказку, которая начинается так:

  Бабушка к буфету,

  А жаркóго нету!

  «Что ж это такое!

  Где мое жаркое!»

Марина ничего не сказала, ушла к своим куклам, но вскоре я услышал, как она поет им мою сказку:

  Бабушка к буфету,

  А жаркое есть.

Очевидно, мое нету не понравилось ей, и она преобразила его в есть.

Для ребенка отвратительны сказки и песни с печальным концом. Живя иллюзией вечного праздника, дети упрямо заменяют печальные концовки наших сказок и песен благополучными, радостными.

Существует невеселая старинная песня о мужике, потерявшем дугу:

  Поискал и не нашел,

  Он заплакал и пошел.

Услышав эту песню, Коля Черноус, трех с половиною лет, насупился, весь покраснел, заткнул уши и убежал на балкон. Через минуту он вернулся оттуда веселый и, как бы издеваясь над нами, запел:

  Поискал и нашел,

  Засмеялся и пошел.

Заплакал превратилось в засмеялся. Ибо малые дети не терпят, чтобы в тех сведениях о жизни, какие дают им литература, театр и живопись, был хоть намек на окончательную победу несчастья и зла.

Сколько я знаю детей, которые на театральных спектаклях крепко закрывают глаза, чуть только с каким-нибудь любимым героем случится хоть на минуту беда…»(«Литературная Россия», 23 января 1970 года) https://t.me/otdel_gazet_RNB/2568

https://t.me/otdel_gazet_RNB/2568
https://t.me/otdel_gazet_RNB/2568

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *