Он родился 22 мая 1911 г. в Москве, в семье рабочего-мраморщика. Русский. В 1928 г. окончил 7 кл., а в 1930 г. — школу ФЗУ им. Дзержинского при Московско-Курской железной дороге, учился в железнодорожном училище. Работал кузнецом. В 1931 г. поступил в Московскую школу лётчиков Осовиахима, которую окончил в следующем году. В 1932 г. стал служить в Красной Армии и, был направлен во 2-ю Борисоглебскую военную школу лётчиков, которую окончил в 1933 г. Служил в Ленинградском ВО. Сначала был младшим лётчиком в авиабригаде особого назначения (воздушно-десантной бригаде). Летал на бомбардировщиках, но после написания многих рапортов, его перевели в истребительную авиацию. В звании лейтенанта Степанов командовал звеном в 12-й авиаэскадрилье 111-й истребительной авиабригады того же округа. В Испании с 20 августа 1937 г. по 27 июля 1938 г., был пилотом, в августе 1938 г. командиром эскадрильи «Чатос», а затем командиром группы истребителей И-15. Имел псевдоним «Эухенио» и «Слепнев». Всего в Испании произвёл около 80 боевых вылетов (продолжительностью 100 часов). Участвовал в 16 воздушных боях, сбил 10 самолётов (6 лично и 4 в составе группы). По другим данным сбил 12 самолётов (8 — лично, в том числе — 1 тараном и 4 — в группе).

В ночью 28 октября 1937 г. около 3 час. ночи в 40 км севернее Барселоны таранил итальянский бомбардировщик Савойя-Маркетти-81 лейтенанта Эцио Маккани — награждён посмертно высшей военной наградой Италии — Золотой медалью за военную доблесть. Отмечены посмертно наградами и оостальные члены экипажа — Берточини, Пулчини, Амичи, Содини и Соло. Это был первый ночной таран в небе Испании. Пилот разбил стабилизатор итальянского бомбардировщика стойкой шасси. «. В ночь на 28 октября мы с Ильей Финном несли боевое дежурство. Около трёх часов, посты наблюдения передали, что в 40 км севернее Барселоны, вдоль побережья, слышен сильный звук моторов. Поднимаемся в воздух. Через некоторое время на высоте около 2 тыс. м на фоне луны я заметил звено бомбардировщиков, летевших на растянутых дистанциях. Иду на сближение с ведущим самолетом. Меня обнаружили стрелки итальянского бомбёра «Савойя-Маркетти-81» и открыли огонь. Полоснув с дистанции 15-20 м из своих пулемётов, я увидел, как вспыхнуло его левое крыло. Выпустил ещё одну очередь. Вспыхнуло правое крыло, а самолёт продолжает лететь — смертоносный груз может быть сброшен на город. На перезарядку пулемётов времени нет. Увеличив скорость с правым отворотом, наношу удар по хвостовому оперению бомбардировщика, не думая, чем это может кончиться для меня. От удара левым колесом бомбардировщик рухнул на землю. Во время столкновения меня подбросило, и я стукнулся головой о приборную доску. Мотор немного трясло, но он продолжал довольно устойчиво работать. Когда я вывел свой истребитель в горизонтальный полёт, в 50-100 м выше себя заметил ещё одного бомбовоза, стремящегося уйти левее Барселоны в сторону моря. Его очертания хорошо вырисовывались на фоне луны. Преследуя, выпустил по нему несколько длинных пулемётных очередей с трассирующими пулями.

Бомбардировщик ответил тем же. Мы продолжали сближаться. Я выпустил по нему продолжительную очередь. Сверкнула яркая ослепительная вспышка, затем всё погрузилось во мрак. Утром республиканские сторожевые катера обнаружили на воде масляные пятна. Моряки доставили в мэрию Барселоны плавающие обломки листов гофрированного металла. Позже их привезли к месту падения первого самолёта, куда уже прибыли Е.С. Птухин, Ф.А. Агальцов, В. И. Андриашенко, А.К. Серов. Меня поздравили. На моём самолёте «06» после не совсем «классической» посадки требовалось заменить винт и левое колесо шасси, повреждённые при таране. Много позже, уже на родине, я узнал, что сбитый мною над Барселоной итальянский бомбардировщик «савойя» был ПЕРВЫМ В МИРЕ САМОЛЁТОМ, ПРОТАРАНЕННЫМ В НОЧНОМ БОЮ. ». (Из книги — «Мы — интернационалисты»)

17 января 1938 г. в бою у Теруэля Степанов Е.Н. сбил итальянский истребитель Фиат-32, но и сам был подбит. Во время спуска на парашюте его пытался расстрелять другой Фиат-32, но лётчик-республиканец Ромуло Негрин спас русского товарища, тараном уничтожив фашистский самолет. Приземлившись с парашютом на вражеской территории, Степанов попал в плен. Был приговорен к расстрелу, но республиканское правительство сумело обменять его через Международный Красный Крест на немецкого летчика обер-фельдфебеля Отто Поленца, сбитого капитаном А.И. Гусевым. После обмена, который состоялся 15 (по другим данным — 9) июля 1938 г., Степанов был отправлен в Советский Союз, получил звание капитана и был назначен инспектором по технике пилотирования 19-го истребительного авиаполка Ленинградского ВО. Участвовал в боях на р. Халхин-Гол с 29 мая по 16 сентября 1939 г., командовал эскадрильей 22-го истребительного авиаполка. Летал на истребителе И-15 бис. Всего над Халхин-Голом произвёл более 100 боевых вылетов, участвовал в 5 (по другим данным в 40) воздушных боях, лично сбил 4 японских самолёта. После боёв над Халхин-Голом был назначен заместителем командира эскадрильи в 7-м ИАП. Участвовал в походе в Западную Белоруссию в сентябре 1939 г., был советником частей ВВС. Затем вернулся в 19-й ИАП, на прежнюю должность инспектора по технике пилотирования. Участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 гг. С 1940 г. по 1944 г. был инспектором по технике пилотирования и начальником отдела военных учебных заведений ВВС Московского ВО. После окончания ВОВ продолжал служить в авиации до апреля 1948 г., затем в звании полковника уволился в запас.  Источник: snaiper44.ru https://snaiper44.ru/istoriya/geroj-vojny-evgenij-stepanov-pervyj-v-mire-nochnoj-taran.html

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *