Образ дьявола сложился в период с VI по XI век, долго оставался размытым, зыбким. Но уже в начале второго тысячелетия он получил форму — отвратительную и звероподобную.

Каким же его представляли средневековые люди? Тело у Сатаны, как правило, тщедушное, высохшее. Это должно подчеркнуть, что он — выходец из царства мёртвых; он наг, весь покрыт шерстью либо чирьями, иногда пятнистый или полосатый, обычно двухцветный (чёрный с красным), но всегда омерзительный; за спиной у него хвост (обезьяний или козлиный) и крылья летучей мыши, какие и полагаются падшему ангелу; раздвоенные копыта напоминают козлиные. Огромная голова тёмного цвета, на ней острые рога и стоящие дыбом волосы, похожие на языки адского пламени.

Обличья дьявола в романском искусстве удивительно разнообразны и выразительны. Вот, например, как в первой половине XI века монах и хронист Рауль Глабер описывает дьявола, который явился ему однажды ночью, «перед заутреней», в монастыре Сен-Леже в Шампо в Бургундии: «У изножья моей кровати вдруг появился словно бы некий человек, ужасный на вид. Как мне показалось, он был мал ростом, с тонкой шеей, исхудалым лицом, чёрными-чёрными глазами, выпуклым наморщенным лбом, втянутыми ноздрями, ртом как звериное рыло, с толстыми губами, скошенным назад подбородком и козлиной бородой; уши его были острыми и покрытыми шерстью, всклокоченные волосы стояли дыбом, зубы похожи на собачьи клыки; голова у него была яйцевидная, грудь выпячена, а на спине горб; ягодицы у него были отвислые и трясущиеся, тщедушное тело едва прикрыто грязными лохмотьями тёмного цвета».

Святой Бернард Клервоский называл цвет вообще и чёрный в особенности грубой оболочкой, отгораживающей человека от божественного света. Для него чёрное — это плотная субстанция, а плотная субстанция — это ад.

Благодаря дьяволу начиная с XI века в Западной Европе чёрный стал главным цветом, олицетворяющим зло и тьму. Почему именно, до сих пор неясно. Скорее всего, из-за вечной тьмы, которая царит в аду — но этого явно мало. В Библии часто говорится о тьме, но она не всегда ассоциируется с чёрным цветом. Возможно, такое представление о чёрном сложилось благодаря Отцам Церкви, которые находились под влиянием ещё языческих традиций.

#Средневековье@dighistory.

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *