Но, когда родился пока история умалчивает.

Князь Глеб Святославич — сын князя Святослава Ярославича, брат Олега Святославича, того самого, что периодически мелькал в летописях под прозвищем Гориславич и периодически терзал Русь вместе с половцами.

Биография Глеба на первый взгляд мало отличается от биографий большинства русских князей периода феодальной раздробленности. Ввиду политической нестабильности долго усидеть на троне у Глеба получалось не всегда. Дважды он княжил в Тмутаракани, затем был князем Новгородским. Но запомнился он не этим.

Во-первых, Глеб прославился тем, что стал первым, кто провел на Руси первые топографические и гидрографические работы, измерив по льду расстояние между Тмутараканью и Керчью, о чем была сделана надпись на соответствующем камне. В XIX веке, да и в ХХ веке тоже, на Тмутараканский камень периодически набегали идейные предшественники Фоменко, Чудинова и прочих Носовских, пытавшиеся объявить его подделкой. Споры о подлинности Тмутараканского камня длились вплоть до 1979 года. Уже в советское время были проведены всевозможные экспертизы этого артефакта и сделан подробный анализ надписи, которые подтвердили его подлинность.

А вот второй случай должен быть особенно внимательно изучен той частью подписчиков нашей группы, которая в ответ на появляющиеся в группе посты с критикой того или иного деятеля заявляет: «А почему бы Клим Санычу/министру-администратору/главлитературоведу/админу-неофиту не устроить диспут с %username%. Дело было так. В 1071 году по Руси прокатилась волна восстаний. Естественно, на волне этих восстаний в ряде русских городов появились волхвы. Если на Белоозере вовремя оказавшийся поблизости воевода Янь Вышатич на корню успел пресечь поползновения волхвов, то в Новгороде еще один волхв сумел взбунтовать весь город. Вот как об этом писала «Повесть Временных Лет»:

«волхв явился при князе Глебе в Новгороде. Он разговаривал с людьми, притворяясь богом, и многих обманул, чуть не весь город, разглагольствуя, будто наперед знает все, что произойдет, и, хуля веру христианскую, он говорил ведь, что перейду Волхов на глазах у всех. И замутился весь город, и все поверили в него, собирались убить епископа. Епископ же, с крестом в руках и в облачении, вышел и сказал: Кто хочет верить волхву, пусть идет за ним, кто же истинно верует, то пусть тот к кресту идет. И люди разделились надвое: князь Глеб и дружина его пошли и стали около епископа, а люди все пошли и стали за волхвом. И начался мятеж великий в людях.»

Глеб не мог оставить этой ситуации без внимания. Собрав дружину, он встретил толпу у двора епископа. Понимая, что ситуация может кончиться не очень хорошо, и будучи пришлым князем, Глеб решил гасить мятеж в зародыше, проще говоря его обезглавить. Понимая, что в искусстве балабольства и пустопорожней демагогии он ничего не противопоставит профессиональному болтуну — радетелю за веру предков, Глеб решил подстраховаться. Спрятав под плащ топор, князь пошел на переговоры с волхвом. Диалог проходил следующим образом: Глеб спросил волхва
-А знаешь ли ты, что случится с тобой до вечера?
-Все знаю- ответил волхв
-Хорошо — ответил Глеб, — а знаешь ли ты, что с тобой будет прямо сейчас?
-Чудеса великие сотворю — ответил чувствовавший свою силу и безнаказанность проповедник
-А вот хрен тебе, — сказал князь Глеб и от всей души приложил волхва топором, дав понять, что является более эффективным полемистом. Народ, до этого готовый идти за волхвом хоть на копья княжьей дружины, предпочел разойтись по домам. Подобный исход событий позволяет ряду исследователей говорить, что вышеозначенный волхв принадлежал к последователям учения богомилов (к сумасшедшему по имени Богумил Голяк отношения не имеющим), сиречь секты манихейского толка.

Дальнейшая судьба князя Глеба была печальной — в 1078 году новгородцы его тоже изгнали и в апреле того же года он был убит в походе на чудь заволочскую. https://t.me/uzhukova/2874

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *