«Танцующая Чума» 1518 года

отadmin

Окт 14, 2021
"Танцующая Чума" 1518 года

Среди множества разных эпидемий, выкашивавших население Европы последнюю тысячу лет, «танцующую чуму» можно назвать самой загадочной и странной. Несколько веков этот мор преследовал людей, то отступая, то вновь появляясь ниоткуда и собирая свою жатву. Человек, ставший жертвой этого недуга, начинал танцевать как заведенный и не останавливался пока не падал без сил или не умирал от остановки сердца.
[more]

Первый официально описанный случай «танцующей чумы», или как сейчас говорят – хореомании, произошел в 1020 году в одном из городов Германии. Там группа крестьян, прибывших на рождественскую ярмарку из окрестных сел, отплясывала несколько недель. Они отчаянно молили о помощи, но умирали один за другим, так и не получив ее. Иначе как происками нечистой силы объяснить такое поведение было нечем.</p>

Этот сорванный рождественский праздник принято считать началом эпидемии, которая волнами накатывала на Европу несколько столетий. То там, то тут люди внезапно начинали танцевать, втягивая в безумие новых участников, число которых могло насчитывать несколько тысяч. Иногда пляски дополнялись сексуальными оргиями – непреодолимая похоть одолевала тех, кто сумел избежать смертельной пляски.

Танцы и оргии

Начиналась очередная волна «танцующей чумы» с того, что где-то начинал танцевать один человек. Часто для этого даже не требовалась музыка – просто несчастный начинал испытывать неудержимую потребность отплясывать с максимальной самоотдачей. Вскоре к такому танцору присоединялись родные и друзья, соседи, прохожие на улице, стража на рыночной площади и все, кому не повезло оказаться рядом.

Странная напасть не различала мужчин и женщин, богатых и бедных, молодых и старых. В пляс пускались степенные бюргеры, суровые рыцари и нищие бродяжки. Спастись от танца нельзя было даже за монастырскими стенами – танцевальное поветрие без проблем овладевало даже самыми богобоязненными клириками. Танцем могли быть охвачено от нескольких десятков, до нескольких тысяч несчастных.

"Танцующая Чума" 1518 года

Попавшие в объятья странного недуга не просто энергично отплясывали, а вели себя как самые настоящие безумцы. Одни начинали безостановочно хохотать, другие, наоборот, рыдали, а третьи впадали в панику и громко, бессвязно взывали о помощи.

Часто танцы сопровождались непристойностями – выкрикиванием грязных ругательств, неприличными жестами и даже обнажением. В некоторых случаях больные нападали на других несчастных или просто прохожих с целью совокупиться с ними и тогда примеру одного больного следовали другие.

Эпидемия не всегда убивала своих жертв и этим отличалась от чумы. Все зависело от физической подготовки человека и его состояния здоровья. Приступ танцевальной лихорадки мог продолжаться неделю, без перерывов на сон и еду и выжить под действием такой продолжительной нагрузки мог далеко не каждый.

"Танцующая Чума" 1518 годаНа гравюре Хендрика Хондиуса мужчины пытаются помочь трем женщинам, пострадавшим от болезни

Еще современники отметили, что напасть позитивно влияет на демографические показатели в городах и селах. Во-первых, выжить могли только самые крепкие люди, а во-вторых, оргии, сменявшие танцы, способствовали резкому всплеску рождаемости.

Как мы уже говорили, жертвам хореомании не нужна была мелодия, которая, очевидно, играла у них в головах. Одно время кто-то даже предложил бороться с эпидемией при помощи музыки, сбивая «плясунов» с заданного их болезнью ритма бравурными маршами или, наоборот, романтическими балладами. Из-за этого некоторые очаги болезни походили на рейверские вечеринки.

Бороться с эпидемией пытались самыми различными способами. В первую очередь за дело взялась церковь, которая видела в «танцующей чуме» происки Сатаны. Но ни изгнания бесов, ни массовые крестные ходы и сжигания колдунов не помогали решить проблему. Как и в случае с обычной чумой, напасть можно было остановить лишь, изолировав начавших танцевать, от других, чтобы те не заразились.

Начавшись в XI веке,странная болезнь достигла апогея в XIII-XVI столетиях. Вспышки происходили внезапно, в разных королевствах и княжествах с периодичностью в несколько лет. Наиболее пострадавшими от эпидемии оказались Германия, Голландия, Франция и Италия.

"Танцующая Чума" 1518 года

В XVI веке заболеваемость этой хореоманией пошла на спад и в XVII столетии «танцующая чума» исчезла также внезапно, как и появилась. За прошедшие четыре столетия не описано ни одного случая этой болезни и если бы не исторические документы из разных стран, то можно было подумать, что эпидемии были чьей-то выдумкой.

В наши дни ученым остается только предполагать, что могло явиться причиной этой болезни. Большинство специалистов склонно относить «танцующую чуму» к разряду массовых психозов. Было замечено, что эпидемия накрывала Европу в годы, когда были неурожаи, войны и стихийные бедствия. Можно предположить, что танцы стали защитной реакцией человеческой психики на происходящий вокруг негатив.

Сторонники этой версии приводят примеры других массовых психозов, распространенных в Средние века в Европе. Одним из характерных примеров может стать флагеллантство – самобичевание в религиозном экстазе. Порка такого плана настолько увлекала, что бывали случаи, когда верующие забивали сами себя плетями насмерть или закалывали кинжалами.

"Танцующая Чума" 1518 года

В пользу психологической версии говорит и то, что если больных изолировать после первых же проявлений недуга, заражение других людей не происходит. Чтобы попасть в объятия этой «чумы», здоровому человеку нужен был визуальный контакт с больными.

Еще одна теория гласит о том, что рейв-эпидемии могли быть вызваны неврологическими заболеваниями, наподобие хореи. Люди, страдающие этим недугом в тяжелой форме часто совершают конечностями конвульсивные движения, напоминающие дикий танец. Именно поэтому хорею раньше называли пляской святого Витта, в честь святого, прославившегося исцелением подобных больных.

Но хорея не создает эпидемий и вероятность, что в одном месте окажутся не только тысячи, но и десяток человек с такой болезнью, сильно близка к нулю.

"Танцующая Чума" 1518 годаСтаринное изображение больного хореей

Третьей версией, более вероятной, считается религиозная. Возможно, что танцы были связаны с неким неизвестным в наши дни культом, опирающимся на дохристианские традиции. В пользу этого говорит и то, что часто пляски переходили в сексуальные оргии, похожие на древние вакханалии в честь богов. При этом странно, что вдоль и поперек изученная религиозная жизнь средневековой Европы до сих пор скрывает такую тайну.

Возможно, что ни одна их перечисленных версий не отображает реальной природы вещей и нам еще предстоит узнать тайну самой необычной эпидемии в истории человечества. Это может быть важным, ведь люди периодически сталкиваются со странными массовыми недугами, хоть и не связанными с танцами. Хорошим примером может служить эпидемия смеха, охватившая в 1962 году сотни школьников в африканской Танганьике и соседней Уганде.

Многочисленные гипотезы были предложены для объяснения эпидемии танцующей чумы. Остаётся неясным, действительно ли это была реальная болезнь или какое-то социальное явление
Одна из самых известных теорий заключается в том, что жертвы страдали от отравления спорынью, которое было известно под названием «огонь святого Антония» в Средние века.
Во время наводнений и влажных периодов спорынья могла вырасти на некоторых злаках, таких как рожь и пшеница. Это могло вызвать галлюцинации, но, тем не менее, это не объясняет странного поведения людей, которое происходило во время танцующей чумы.
Другие теории предполагают, что симптомы были похожи на энцефалит, эпилепсию и тиф, но, как и эрготизм (отравление спорынью), они не объясняют всех симптомов танцующей чумы.
Многочисленные источники предполагают, что танцемания и тарантизм, возможно, просто были результатом стресса и напряженности, вызванными стихийными бедствиями, которые часто происходили в то время, такими как наводнения. Исследователи Гетерингтон и Манро описывали танцеманию как результат «совместного стресса», когда люди танцевали, чтобы снять общее напряжение от бедствий и нищеты, при этом они старались добиться восторженного состояния души и начать видеть галлюцинации.
Другой популярной теорией является то, что вспышки эпидемии были просто хорошо организованным действом. Возможно, это были танцы, организованные в соответствии с древнегреческими и римскими религиозными ритуалами. Несмотря на запрет проводить их, в то время их могли проводить под видом неконтролируемой танцевальной чумы.
Юстус Хекер, медицинский писатель 19-го века, описывал это как своего рода фестиваль или карнавал, когда проводился некий языческий ритуал. Люди прыгали через огонь и дым, пытаясь отогнать от себя болезни. Бартоломью отмечал, что люди продолжали прыгать и скакать ещё долго после того, как в таких ритуалах гасили огонь.
Он убеждён, что многие участники танцемании были психически нездоровы, но также вероятно, что некоторые принимали в этом участие из-за страха или просто копировали поведение окружающих.
Источники соглашаются, что танцующая чума была одной из самых ранних задокументированных форм массовой истерии, и описывают её как «психическую эпидемию».
Также было высказано предположение, что вспышки быть вызваны в периоды напряженности и бедствий, когда необразованные европейцы верили, что «танцующую чуму» на них насылают злые духи. https://terrao.livejournal.com/9926564.html

"Танцующая Чума" 1518 года

"Танцующая Чума" 1518 года

"Танцующая Чума" 1518 года

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *