Последний день Антона Хафнера

отadmin

Окт 6, 2021
Последний день Антона Хафнера

Автор:
Евгений Бублик

Расстановка сил

Относительно даты и места гибели Антона «Тони» Хафнера разночтений нет — это произошло 17 октября 1944 года западнее восточно-прусского города Шталлупёнен (ныне Нестеров). Шёл второй день Гумбиннен-Гольдапской операции по вторжению в Восточную Пруссию, которую проводили войска 3-го Белорусского фронта под командованием генерала армии И.Д. Черняховского. Главная ударная группировка в составе 5-й и 11-й гвардейской армий наносила рассекающий удар, имея целью прорвать подготовленные рубежи обороны и ввести в прорыв эшелон развития успеха. В первый день наступления 16 октября удалось преодолеть передовой рубеж и предполье немецкой обороны на территории Литвы, теперь предстояло рвать пограничный оборонительный рубеж на территории Германии.

Наступление 3-го Белорусского фронта поддерживала 1-я воздушная армия под командованием генерал-полковника авиации Т.Т. Хрюкина. В отдельные дни для её усиления привлекались бомбардировщики 3-й воздушной армии соседнего 1-го Прибалтийского фронта. К 16 октября в 1-ю воздушную армию входили 6-я гвардейская и 276-я бомбардировочные (бад), 1-я гвардейская, 182-я, 277-я и 311-я штурмовые (шад), 129-я, 240-я и 303-я истребительные (иад), 213-я ночная бомбардировочная (нбад) дивизии, а также отдельные полки. К утру 16 октября в их составе числились исправными 171 дневной и 96 ночных бомбардировщиков, 468 штурмовиков, 349 истребителей, 46 дневных и 8 ночных разведчиков, а также 22 корректировщика. Боеготовых экипажей было несколько больше.

​Схема действий ВВС КА 17 октября 1944 года - Последний день Антона Хафнера | Warspot.ru
Схема действий ВВС КА 17 октября 1944 года

Истребительные соединения имели специализацию: 129-я и 240-я иад сопровождали штурмовиков, а 303-я иад обеспечивала действия бомбардировщиков, вела разведку и прикрывала наземные войска. Из четырёх полков 303-й иад только 18-й гвардейский истребительный авиационный полк (иап) был выделен непосредственно для борьбы с немецкой авиацией, тогда как 523-й иап вёл разведку, а 139-й гв.иап и французский полк «Нормандия» подключались к прикрытию наземных войск только в промежутках между сопровождением бомбардировщиков.

Стараясь не допустить вторжения русских на священные германские земли, немецкое командование собрало в Восточной Пруссии достаточно сильную по меркам советско-германского фронта 1944 года авиационную группировку. К 16 октября против 3-го Белорусского фронта действовали истребители Stab., I. и III./JG 51, Stab. и III./JG 52, истребители-бомбардировщики II./SG 1, Stab./SG 3, Stab., I. и II./SG 4, II./SG 77 (без одного отряда) и штурмовики из 10.(Pz.)/SG 1, 10.(Pz.)/SG 3, Stab IV. и 13./SG 9. С учётом понесённых в предыдущий день потерь, к 17 октября лётчикам 1-й воздушной армии противостояли более 100 истребителей Bf 109G и Fw 190A, 130 истребителей-бомбардировщиков Fw 190F/G, 40 пикировщиков и штурмовиков Ju 87D/G и Hs 129B.

Кроме того, в интересах группы армий «Центр» над Восточной Пруссией действовали «Юнкерсы» и «Мессершмитты» нескольких отрядов дальней и ближней разведки, а в перехвате советских дальних разведчиков над Восточной Пруссией участвовала истребительная эскадрилья Jasta Fuhrer-Kurier Staffel, базировавшаяся в Растенбурге. Нехватка документов люфтваффе не позволяет составить полный список подразделений, принявших участие в октябрьских боях в Восточной Пруссии, но указанная выше численность боевых самолётов достоверно отражает порядок величин.

День начался

С утра 17 октября установилась относительно хорошая погода с неплотной дымкой у земли и кучевой облачностью на 1000–1500 метрах. Это внушало советским командирам оптимизм в ожидании результатов дня. Не предвещали больших проблем со стороны люфтваффе и первые вылеты 18-го гв.иап на прикрытие наземных войск, которые до 09:00 проходили без боев. В 08:50 четвёрка капитана В.Н. Барсукова вытеснила немецкий патруль из района Ширвиндт — Вержболово. Встреченное ей на высоте 4500–5000 метров звено «Фокке-Вульфов» при равных силах и равной высоте от боя уклонилось, и немецкие лётчики «с резким пикированием ушли на запад».

Когда в 09:14 на патрулирование ушла десятка капитана В.Г. Серегина, к линии фронта уже направлялись первые группы советских бомбардировщиков, и вскоре немцы дали понять, что этот день лёгким не будет. Силами 50–60 истребителей они попытались оспорить небо. В следующие три часа от земли и до 3500 метров в районе Эйдткунен — Шталлупёнен разгорелись многочисленные воздушные бои. Один из них и стал последним для командира отряда III./JG 51 обер-лейтенанта Антона Хафнера, кавалера Рыцарского креста с Дубовыми листьями.

​Обер-лейтенант Антон Хафнер - Последний день Антона Хафнера | Warspot.ru
Обер-лейтенант Антон Хафнер

Бои начались в ходе массированного удара советских бомбардировщиков. Вечером 6-я гв.бад и 276-я бад получили задачу действовать по артиллерийским батареям и траншейной системе в районе Кибартай и Эйдткунен. Эти два города располагались на шоссе один за другим — литовский Кибартай переходил в немецкий Эйдткунен. В предыдущий день немцам удалось сохранить за собой сильные позиции в этом районе, который лежал на стыке флангов 5-й и 11-й гвардейской армий, и его захват стал первоочередной задачей дня. По этому же району должна была нанести удар и 5-я гв.бад 3-й воздушной армии.

Шесть полковых групп 6-й гв.бад и 276-й бад подходили к цели в колоннах девяток, их сопровождали шесть групп истребителей «Нормандии» и 139-го гв.иап. В Кибартае шёл уличный бой, и назначенный бомбить его 135-й гв.бап перенацелили на Эйдткунен. Его полковая колонна ушла на второй заход, а первыми на боевой курс встали три девятки Пе-2 134-го гв.бап. В 09:29 с высоты 2200 метров они сбросили свой груз на опорный пункт южнее города, станцию и сам Эйдткунен.

За две минуты до этого одна девятка 134-го гв.бап отбомбилась по роще южнее Вержболово, доставившей массу неприятностей наземным войскам в предыдущий день. Атакой справа и сзади ей попыталась помешать пара Fw 190, которую уверенно отогнала дюжина «Яков» «Нормандии», которые тут же забыли о своих подопечных. В журнале боевых действий 134-го гв.бап отмечено: «Истребители работали плохо, так как при завязке боя группа непосредственного прикрытия ушла от бомбардировщиков, и только подходя к аэродрому встречи истребителей прикрытия, пристроилась к группе». К счастью, группу 134-го гв.бап немцы больше не трогали.

Вторым на цель вышел 135-й гв.бап во главе со своим опытным командиром полковником Д.Д. Валентиком. В 09:49 три девятки полка на высоте 2200–2500 метров встали на боевой курс, но их, маскируясь облачностью и солнцем, уже караулили немецкие «охотники». К подходу 135-го гв.бап над Эйдткуненом действовали I. и III./JG 52, III./JG 51 и другие части немецких истребителей. В журнале боевых действий 135-го гв.бап отмечено: «Наше прикрытие было плохое. Сопровождающие не проявляли активности в бою и прозевали подход истребителей противника к группе бомбардировщиков».

​Истребители Як-3 из состава 18-го гв.иап 303-й иад. Перевооружение истребительных полков на новую технику в 1944 году заметно повысило их боеспособность - Последний день Антона Хафнера | Warspot.ru
Истребители Як-3 из состава 18-го гв.иап 303-й иад. Перевооружение истребительных полков на новую технику в 1944 году заметно повысило их боеспособность

Сначала вывалившийся невесть откуда одиночный «Мессершмитт» результативно обстрелял Пе-2 младшего лейтенанта В.М. Коваля. У бомбардировщика загорелся левый мотор, а лётчик получил тяжёлое ранение. Справедливости ради, французы из «Нормандии» проявили активность, но, прозевав первую атаку, они рванули за наглецом и оставили бомбардировщики без прикрытия. Сработал старый немецкий приём, или это был просто случай, но теперь на головную девятку парами посыпалось около десятка Fw 190 и Bf 109.

Уже вставшая на боевой курс девятка понесла новые потери: был сбит Пе-2 младшего лейтенанта Г.В. Угурьяна, весь экипаж (штурман старший сержант И.Я. Прозорин, стрелок-радист сержант В.И. Лебедев) пропал без вести. В этой же атаке получили повреждения ещё несколько «Пешек», в том числе был подожжён самолёт лейтенанта Б.Н. Болдырева. При следующей атаке стрелкам удалось не допустить сближения противника, но пара «Фокке-Вульфов» добила бомбардировщик младшего лейтенанта Коваля и повредила самолёт младшего лейтенанта Н.Н. Беляева.

Напрягая последние силы, Коваль приказал штурману сбросить бомбы и по его подсказкам отвернул на свою территорию. Во время разворота объятая пламенем машина перестала слушаться рулей, и Коваль отдал приказ покинуть её. Штурман старший лейтенант С.Ф. Якубов и стрелок-радист старший сержант Н.П. Данилушкин, выпрыгнули, а Ковалю уже не хватило сил покинуть машину. Получивший ожоги и осколочные ранения рук Якубов приземлился рядом с Данилушкиным, у которого была перебита рука, около населённого пункта Кайри в ближнем тылу немцев. Здесь их выручили подоспевшие советские танкисты.

​Предположительно самолет и летчики из группы III./JG 52. Октябрь 1944 года, аэродром севернее Шталлупёнена - Последний день Антона Хафнера | Warspot.ru
Предположительно самолет и летчики из группы III./JG 52. Октябрь 1944 года, аэродром севернее Шталлупёнена

«Пешки» лейтенанта Болдырева и младшего лейтенанта Беляева удержались в строю и участвовали в общем бомбовом залпе. Над целью экипажи попали «из огня, да в полымя» — сильным зенитным огнём (до 50 разрывов снарядов одновременно) были повреждены ещё четыре Пе-2. В машине командира полка полковника Валентика был перебит бензопровод и ранен в ногу штурман полка майор В.Ф. Синица. Несмотря на ранение, он обеспечил полковой удар, и бомбовый залп хорошо лёг по станции и южной окраине Эйдткунена. Сразу после разворота на обратный курс машины Болдырева, Беляева и Валентика отстали от строя группы. Командира полка сопровождал экипаж лейтенанта К.Д. Таюрского.Ads by optAd360

Беляев не дотянул до аэродрома — за линией фронта подбитый мотор загорелся, лётчик посадил самолёт в подвернувшуюся просеку. Бомбардировщик был разбит, лётчик невредим, штурман младший лейтенант М.Н. Васильев отделался переломом руки, а стрелок сержант Е.Е. Марков, вероятно, был убит ещё в воздухе.

Валентик с Таюрским благополучно сели на аэродроме «Нормандии» Антоново и вечером перелетели на свою базу. А вот машину Болдырева при развороте от цели догнал одиночный «Мессершмитт» и меткой очередью перебил управление. Лётчик, выпрыгнув с парашютом, приземлился рядом с огневыми позициями немецкой батареи. Болдырев просидел до ночи в камышах, рядом с батареей, а ночью пробрался к своим. Смог вернуться в часть и стрелок-радист старший сержант Ф.Я. Комаров, а вот штурман лейтенант В.М. Дегтярь пропал без вести.

​Командир 303-й иад генерал-майор Г.Н. Захаров с советскими и французскими лётчиками у своего Як-3 - Последний день Антона Хафнера | Warspot.ru
Командир 303-й иад генерал-майор Г.Н. Захаров с советскими и французскими лётчиками у своего Як-3

Таким образом, всего за пару минут истребители люфтваффе сбили 4 Пе-2 из головной девятки 135-го гв.бап. Результативности атак не приходится удивляться — по немецким данным, на победы над Пе-2 в этом бою претендуют Антон Хафнер (203-я победа), В. Фогт (W. Vogt) (3-я победа), Ф. Зимон (V. Simon) (19-я победа) и Р. Тренкель (R. Trenkel) (130-я победа) — все, кроме Фогта, опытные «эксперты».

В то же время игра не шла в одни ворота. Под раздачу попал обер-лейтенант Р. Тренкель. По его воспоминаниям, переброшенная на этот участок накануне вечером I./JG 52, пошла в бой с самого утра, не успев ознакомиться с обстановкой. В паре с Тренкелем летел обер-фенрих В. Виндиш (W. Windisch). На подходе к линии фронта они уже наблюдали многочисленные Ил-2, когда Тренкель заметил большую группу советских бомбардировщиков на 3000 м шедших на запад и передал по радио лейтенанту Рикхофу (A. Rieckhoff): «Август, оставайся с Ил-2, я с Виндишем иду на Пе-2».

Не мешкая, прямо с набора, он атаковал строй Пе-2, стреляя направо и налево. Один Пе-2 начал падать объятый пламенем, другой загорелся. Возможно, именно эта нахальная атака и была самой первой, которая отвлекла на себя все внимание французов. Последовавшего оборота Тренкель явно не ожидал. Противник плотно сел ему на хвост и вскоре «Мессершмитт» получил попадание в правый радиатор. Тренкель бросил машину в пикирование, но преследователь продолжал висеть на хвосте и всаживать новые очереди. С яркой вспышкой очередной снаряд разворотил и левый радиатор.

Его ведомый Виндиш бросился на выручку, но и сам попал в оборот. Оглянувшись, Тренкель видел, как Виндиш выбросился из своего горящего «Мессершмитта». Самому Тренкелю ничего не оставалось, кроме как продолжать отвесно пикировать, имитируя гибель. Как два белых флага из радиаторов его «Мессершмитта» вились дымные шнуры. Возле самой земли он выровнял машину и плюхнулся на брюхо в поле между стогами сена. Он заранее сбросил фонарь и, как только машина остановилась, выскочил из кабины и укрылся в канаве, а через секунду очереди «Яка» добили его «Мессер».

​Рудольф Тренкель, ас со 138 воздушными победами - Последний день Антона Хафнера | Warspot.ru
Рудольф Тренкель, ас со 138 воздушными победами

Трудно однозначно сказать, кто «спустил на землю» Тренкеля, но, скорее всего, это были М. Шарас и Р. Кастен. Они в это время завалили немца южнее Шталлупёнена, около Тракенена. Правда, по их мнению, это был Fw 190, но вероятность правильного опознавания типа самолёта в воздушном бою мала. Кроме них, Ж. Шендорф в этом же вылете заявил Bf 109 северо-восточнее Шталлупёнена. Ещё одного Fw 190 удачно обстрелял полковник П. Пуйяд, но его падения не наблюдал.

Сами французы также понесли потери. Ещё в начале боя без крыла на землю упал «Як» Ж. Эмоне. Тяжело раненый пилот опустился на парашюте около населённого пункта Вирбалис. По некоторым данным он приземлился неподалёку от Якубова и Данилушкина из экипажа Коваля, но доступные документы эту версию не подтверждают. На авторство столь внезапной атаки, которую не заметил и сам Эмоне, полагавший, что лишился крыла от зенитного снаряда, претендуют сразу несколько немецких пилотов.

Третья группа 6-й гв.бад — две девятки А-20 из 10-го гв.бап в 09:50 отбомбились без потерь. Уже на отходе, замыкающую тройку «Бостонов» попыталась атаковать выскочившая со стороны солнца пара Bf 109. Их вовремя заметила пара свободного боя из группы сопровождения 139-го гв.иап. Её ведущий, капитан Я.Ф. Удовицкий, спикировав, зашёл ведомому немцу в хвост и прошил его длинной очередью. Bf 109 упал в 10 км западнее Эйдткунена.

Нужно сказать, что появление новых моделей «Яков» могло стать неприятным сюрпризом для немецких лётчиков. В боях они совершали опрометчивые манёвры в расчёте на превосходство в скорости или скороподъёмности, и неожиданно попадали под огонь догонявших их «Яков». Вероятно, это проявилось и в данному случае.

Не успели от цели уйти «Бостоны», как в 500 метрах ниже на боевой курс уже становились бомбардировщики 276-й бад в сопровождении 139-го гв.иап. В последний момент полки 276-й бад также приняли перенацеливание на опорный пункт южнее Эйдткунена. Из-за этого первая группа была вынуждена уйти на повторный заход. Несмотря на заминку, 72 Пе-2 из 34-го гв.бап, 58-го и 140-го бап в 10:00–10:30 нанесли удар с 2000–2350 метров. «Ленинградцы» хорошо перекрыли систему траншей южнее Эйдткунена достав до станции. Две девятки бомбили с пикирования, остальные с горизонта. Истребители, сопровождавшие пикировщиков до земли, заодно проштурмовали зенитные точки.

​Группа бомбардировщиков Пе-2 из состава 34-го гв.бап 276-й бад - Последний день Антона Хафнера | Warspot.ru
Группа бомбардировщиков Пе-2 из состава 34-го гв.бап 276-й бад

Возле цели к группе 58-го бап подошли 6-8 Fw 190, но сразу атаковать не решились. Лётчики 139-го гв.иап на деле сопровождения съели уже не одну собаку, и их тактика кардинально отличалась от французской. Два звена Як-9У не пассивно плелись на флангах, а перемещались над девятками с фланга на фланг «качелями», сохраняя повышенную скорость и свободу манёвра. Кроме того, к каждой девятке была приставлена пара свободного боя, чтобы отсекать «одиночек», пытавшихся отвлечь прикрытие.

«Фоккеры» сопровождали группу 58-го бап, пока он выполнял разворот после сброса и выходил на свою территорию. Периодически они пытались атаковать с разных сторон. Эскорт был на чеку и контратаками отсекал, шедшие на прорыв «Фокке-Вульфы». В конце концов, в 5 км юго-западнее Эйдткунена один из них совершил ошибку и, выходя из атаки вверх, получил очередь от догнавшего его на вертикали старшего лейтенанта Г.Ф. Репьева. После этого «кошки-мышки» закончились.

В ходе налёта, «Пешки» 276-й бад потерь от истребителей не имели, но 5 самолётов получили повреждения от зенитного огня, а один Пе-2 из 140-го бап сел на фюзеляж около аэродрома из-за повреждения бензосистемы. Экипаж не пострадал, самолёт подлежал ремонту.

Почти без паузы эстафету бомбардировочных ударов подхватили 35-й, 127-й и 128-й гв.бап из 5-й гв.бад 3-й воздушной армии соседнего фронта. Дивизию в составе 61 Пе-2 вёл её командир генерал-майор В.А. Сандалов, возглавляя колонну 35-го гв.бап. На подходе к цели справа к лидирующей группе прорвалась пара Fw 190. Немецкие истребители поднырнули под строй, произвели скоротечную атаку снизу на ведомого левого звена первой девятки младшего лейтенанта И.В. Участьева и тут же отвалили вниз.Ads by optAd360

Штурман экипажа младший лейтенант А.А. Напольских получил ранение в ногу. Один Fw 190 по заявкам экипажей был сбит огнём стрелков и упал в 3 км юго-восточнее Кибартай. Повреждённый Пе-2 Участьева удержался в строю, но возле аэродрома сел на фюзеляж. Вступившие в бой истребители сопровождения, по свидетельствам стрелков, сбили второго Fw 190. В момент разворота от цели ещё одну атаку снизу-вверх на ведомого левого звена второй девятки 35-го гв.бап сумел произвести одиночный Fw 190, но безуспешно.

Как правило, отчёты экипажей бомбардировщиков отражают лишь те события, которые имели к ним непосредственное отношение. Но внезапные скоротечные атаки истребителей по бомбардировщикам зачастую являли собой лишь отдельные фрагменты общего воздушного боя. По мнению истребителей сопровождения, противник был более многочисленным, и бой развивался несколько иначе.

​Шталлупенен под ударом 5-й гв.бад 17 октября 1944 года - Последний день Антона Хафнера | Warspot.ru
Шталлупенен под ударом 5-й гв.бад 17 октября 1944 года

Группу Сандалова из 35-го гв.бап эскортировали 24 «Аэрокобры» 28-го гв.иап, ведомые командиром полка майором Б.Д. Милехиным. Звенья лейтенанта Ф.Ф. Волощенко, капитана А.В. Кислякова и старшего лейтенанта Н.Ф. Пасько составляли подгруппу непосредственного сопровождения. Они барражировали с небольшим превышением, каждая над своей девяткой. Сковывающую группу составляли звенья Милехина, старших лейтенантов В.В. Анисимова и Б.Д. Мухина. Имея превышение 400–600 метров, они переходили с фланга на фланг общей колонны.

В 10:33, ещё на подходе к цели, Мухин заметил на высоте 3000 метров 4 Bf 109 и 8 Fw 190, которые в разомкнутом строю по фронту и высоте с набором догоняли Пе-2. После доклада Мухина, Милехин приказал Мухину и Анисимову вступить в бой, а звеньям непосредственного сопровождения занять позиции для отсечения прорывающихся перехватчиков. Сам Милехин пошёл с набором на позицию прикрытия вступающих в бой ударных звеньев.

При схождении ударных звеньев с группой противника последняя разделилась. Два четвёрки пошли вверх и вступили в бой, а одна с принижением проскочила к бомбардировщикам. Капитан А.В. Кисляков на встречных курсах контратаковал первую пару прорвавшихся «сто девятых». Те лобовую не приняли и отвернули в сторону. Вероятно, на этом этапе один из шедших следом Fw 190 сумел прорываться к бомбардировщикам и поразить «Пешку» Участьева.

Кисляков же, наблюдая, как ниже навстречу проскочил одиночный Bf 109, с разворотом пошёл за ним. «Мессер» заметил атаку и почти успел развернуться в лоб Кислякову. Ему не хватило буквально чуть-чуть. Кисляков на схождении достал противника очередью — горящий Bf 109 упал на опушке леса в 10 км юго-восточнее Вилкавишкис. Однако после выхода из атаки Кисляков не обнаружил своего ведомого — штурмана полка капитана И.В. Решетникова Позже опрос экипажей показал, что его «кобра» была подбита внезапной атакой другой пары Bf 109 снизу сзади. Решетников попытался перетянуть линию фронта, но сорвался в штопор и погиб.

​Группа лётчиков 139-го гв.иап 303-й иад у истребителя Як-9У - Последний день Антона Хафнера | Warspot.ru
Группа лётчиков 139-го гв.иап 303-й иад у истребителя Як-9У

В это же время звено Мухина вело бой с 2 Bf 109 и 4 Fw 190. Старший лейтенант Л.А. Быковец, заметив, как Bf 109 атакует «Аэрокобру», пошёл на отсечение, догнал его и удачно обстрелял с 200–80 метров снизу-сзади. Этот Bf 109, по свидетельствам других лётчиков, упал северо-восточнее Эйдткунена.

Поскольку все звенья ударной подгруппы были заняты боем, во время разворота бомбардировщиков после нанесения удара, к ним попыталась прорваться ещё одна четвёрка Bf 109. Эту атаку приняли группы непосредственного сопровождения. Отсекая пару «сто девятых», лейтенант М.П. Насонов с ведомым младшим лейтенантом В.П. Горбатых сумели сблизиться с ведущим Bf 109 и в упор, двумя залпами расстреляли его. Горящий Bf 109 упал в 5 км юго-западнее Вилкавишкис. После этого атаки перехватчиков прекратились.

Группу 127-го гв.бап в 10:50 пытались перехватить 12 Fw 190, но до серьёзного боя не дошло. «Фоккеры» поиграли в «кошки-мышки» со сводной группой прикрытия из 18 «Аэрокобр» 28-го и 72-го гв.иап, ведомых капитанами П.Д. Углянским и А.М. Клещевым и отстали. Старший лейтенант В.М. Родин произвёл одну атаку на пару Fw 190 с близкой дистанции, но под ракурсом в 2/4 и безрезультатно и немцы ушли пикированием. Так же прошёл и налёт 128-го гв.бап. Шестёрка «Фоккеров» проверила на устойчивость эскорт из 22 «Аэрокобр» 72-го гв.иап, ведомый подполковником П.Ф. Заварухиным, и ушла без улова.

Семь девяток 5-й гв.бад отбомбились в период 10:40–11:20 с высоты 3100–3600 метров, получив хорошую оценку с КП 1-й воздушной армии. В районе цели экипажи подверглись сильному зенитному обстрелу до 8 зенитных батарей — от 20 до 30 одновременных зенитных разрывов сзади, слева и по строю колонн. Сразу после сброса, снарядом зенитки был подбит Пе-2 старшего лейтенанта М.Н. Иванова из 128-го гв.бап (штурман старший лейтенант А.М. Богаченко, стрелок-радист старшина Г.П. Минеев). Вспыхнул левый двигатель, «Пешка» резко клюнула носом и пошла к земле. Экипажи наблюдали, как из самолёта выбросился один парашютист. По данным фотопланшетов, самолёт Иванова был сфотографирован в районе цели на высоте 300–400 метров уходящий курсом 90° с горящим левым мотором. К сожалению, домой экипаж так и не возвратился, пропав без вести.

Удачному исходу боев 11-го иак благоприятствовало не только грамотная тактика, но и большое число истребителей сопровождения, а также хорошая техника пилотирования бомбардировщиков. Девятки выдерживали дистанции при разворотах и маневрировании — растяжек и отставаний не было. При этом гвардейцам противостояли опытные эксперты из I./JG 52 — М. Эбервайн (M. Eberwein) заявил в это время одну «Аэрокобру», в то время как А. Неринг (A. Nehring) из той же части — 2 «Бостона», за которые он, вероятно, принял Пе-2.

​«Мессершмитты» из отряда 8./JG 51 - Последний день Антона Хафнера | Warspot.ru
«Мессершмитты» из отряда 8./JG 51

Таким образом, всего в утреннем налёте бомбардировщиков по району Эйдткунен, Шталлупёнен приняли участие 205 бомбардировщиков, которые сбросили около 170 т бомб. Из шести потерянных безвозвратно бомбардировщиков, пять пришлись на одну девятку из 135-го гв.бап 6-й гв.бад. Из-за неудовлетворительных действий «Нормандии» немецкие истребители сбили в ней 4 Пе-2. Пятого сбила зенитная артиллерия. В 5-й гв.бад один Пе-2 был сбит зенитками и один подбит истребителями. 276-я бад безвозвратных потерь не имела, одна «Пешка» села на вынужденную, получив повреждения от зенитного огня.

При другой тактике сопровождения 135-й гв.бап и эти потери могли быть меньшими. Можно сказать, что советская тактика неотрывного сопровождения оказалась эффективной с точки зрения сохранения бомбардировщиков. С другой стороны, агрессивно преследуя перехватчиков, даже в ущерб безопасности подопечных, истребители получали тактическое преимущество и реализовывали его, выбивая немецких экспертов. Вероятней всего именно французы спустили на землю Р. Тренкеля. Свою следующую победу немецкий ас одержал только через 10 дней. Вероятно, вынужденная посадка не прошла для него без последствий. Но была и ещё более болезненная потеря для немцев.

После утреннего боя с Пе-2 домой не вернулся лучший ас эскадры «Мёльдерс» — командир отряда 10./JG 51 Антон Хафнер, имевший на своём счету 204 победы. Причём планку в 200 побед эксперт преодолел лишь за день до этого. По распространённой версии, Хафнер в первой половине дня 17 октября вступил в бой с Пе-2, сбил одного из них, а затем вёл на малой высоте бой с «Яками» и в ходе него зацепил дерево и разбился. Версия с деревом достаточно странная. Скорее, напрашивается предположение, что самолёт Хафнера получил повреждения в бою, либо же он сам был ранен и, пытаясь дотянуть домой, разбился.

Местом гибели «эксперта» обычно указывается Швайцерсфельде, он же Тублаукен — населённый пункт в 10 км западнее Шталлупёнена. К сожалению, нет точного времени, когда это произошло. Согласно списку Тони Вуда, победами Хафнера в этот день стали Пе-2, сбитый на 3000 м в 04:47 (московское время 06:47) и Як-7, сбитый на 3000 в 9:55 (11:55). Однако, скорее всего, оба времени указаны с ошибкой. Предположительно правильное время — 07:47 (09:47) и 07:55 (09:55), соответственно. В противном случае, первое время слишком раннее, а второе слишком позднее для встречи бомбардировщиков. Исходя из этого, наиболее вероятный временной промежуток гибели Хафнера — 09:47–10:30.

Если последний бой Хафнера произошёл около 10:00, то, скорее всего, он действительно был подбит французами. Подходит заявка Шендора или Пуйяда. Таким образом «нормандцам» удалось в одном бою вывести из строя двух очень сильных «экспертов». Однако, если бой произошёл в период 10:00–10:30, то к его гибели могли приложить руку истребители 18-го, 139-го, 28-го гв.иап, а также 730-го иап. Последние два менее вероятно, так как их сбитые, как указано, упали восточнее Эйдткунена.

В то же время сбитый примерно в 10:10 Удовицким Bf 109 отмечен упавшим в 10 км западнее Эйдткунена. Это вполне может означать, что подбитый Bf 109 потянул на запад и, предположительно, по дороге упал. Вполне подходит и заявка Н.Н. Даниленко из 18-го гв.иап, о которой пойдёт речь ниже.

​Механик обслуживает Ла-7 из состава 523-го иап. Этот полк 303-й иад специализировался на воздушной разведке - Последний день Антона Хафнера | Warspot.ru
Механик обслуживает Ла-7 из состава 523-го иап. Этот полк 303-й иад специализировался на воздушной разведке

В утреннем бою в районе Эйдткунена отметились и лётчики 125-й иад ПВО. Пара Як-9 из 730-го иап в составе младших лейтенантов В.И. Ежкова и П.П. Ахременко с КП полка была наведена на разведчика в районе Алитус. Вступив в преследование в 10:15 на 4000 м восточнее ст. Эйдткунен они обнаружили на 300 м ниже себя на попутно-пересекающихся курсах 2 Bf 109. Зайдя им в хвост, младший лейтенант Ахременко двумя очередями сбил ведущего. В это время ведомый «Мессер» пытался контратаковать Ахременко, но был в упор обстрелян и сбит Ежковым. В момент выхода из атаки, лётчики заметили выше себя 2 Bf 109 и стали уходить от них пикированием на юго-восток, в сторону Мариамполя.

В ходе пикирования на высоте 800 метров Ежков заметил впереди и ниже Fw 190 и произвёл по нему одну атаку с дальней дистанции. В этот момент, в условиях сильной задымлённости поля боя, пара распалась. Выйдя к Мариамполю, Ежков стал вызывать Ахременко. Через 5-7 минут он решил вернуться к месту боя. На 4000 метрах в районе Вилкавишкиса Ежков заметил группу бомбардировщиков и ниже 2 Fw 190, идущих с запада им наперерез. Ежков с пикирования зашёл в хвост ведомому Fw 190 и длинной очередью сбил его. В 11:20 лётчик совершил посадку на своём аэродроме.

Как нетрудно заметить, заявки лётчиков 730-го иап (фактически одним Ежковым, т.к. Ахременко из вылета так и не вернулся), выглядят не очень убедительно, но совпадают по времени и району с боем 139-го гв.иап или 28-го гв.иап при сопровождении бомбардировщиков. Тем не менее, если они имеют под собой какие-то основания, то претендентов на победу над Хафнером становится больше.

​Реконструкция внешнего вида Bf 109G-6 W.Nr. 442 013 «Чёрная 1», на котором 17 октября 1944 года поги командир отряда 10./JG 51 обер-лейтенант Антон Хафнер. Художник Клаэс Сундин - Последний день Антона Хафнера | Warspot.ru
Реконструкция внешнего вида Bf 109G-6 W.Nr. 442 013 «Чёрная 1», на котором 17 октября 1944 года поги командир отряда 10./JG 51 обер-лейтенант Антон Хафнер. Художник Клаэс Сундин

В некоторых публикациях можно встретить предположение, что автором победы на Хафнером мог быть командир 523-го иап полковник К.А. Пильщиков. В 10:05–10:50 на Ла-7 он в одиночку вылетел на разведку и, напоровшись на малой высоте на пару Bf 109, в скоротечном бою сбил одного из них на западной опушке леса у деревни Заттикен. Однако этот бой, подходящий по обстоятельствам и времени, проходил в 40 км южнее места гибели Хафнера.

В то же время в районе гибели Хафнера действовали патрули 18-го гв.иап. В 09:14–09:55 вылетали 10 Як-3 под командованием капитана В.Г. Серегина. Они попали как раз на завязку сражения над Эйдткуненом. В этом районе на высоте 2000 м группа встретила 12 Fw 190, которые шли тремя звеньями, эшелонированными по высотам от 1500 до 2800 м. Бой прошёл удачно, по его итогам группа без потерь заявила 3 Fw 190. Победы одержали лейтенанты В.Н. Шалев, М.В. Барахтаев и В.Ф. Петренко.

В 09:50–10:46 сменившая патруль Серегина, восьмёрка капитана Г.П. Зуева уже западнее, в районе Гумбиннена, перехватила 4 Fw 190, шедших на 3500 м. Внезапной атакой, старший лейтенант Н.Н. Даниленко и младший лейтенант З.Г. Маргоев сбили по одному «Фоккеру». Первый упал в районе Жиргупенен, второй врезался в церковь прямо в Шталлупёнене. Стоит отметить, что Жиргупенен распложён всего в 3 км южнее того самого Тублаукена, где, согласно имеющимся данным, погиб Хафнер.

Если все же допустить, что время последней победы Хафнера — 09:55 (11:55 по Москве) указанно правильно, то выходит, что Хафнер погиб в своём втором вылете, то есть в промежуток 11:00–13:00. Тогда следует принять во внимание и последующие патрули. Так, звено капитана Н.Г. Пинчука в 10:55–11:50 юго-западнее Эйдткунена напало на шестёрку Fw 190, сбив трёх из них.

Перезарядившись после вылета на сопровождение бомбардировщиков, в 11:55 с пятиминутным интервалом к фронту ушли шестёрки М. Шалля и П. Матраса из «Нормандии». В течение следующего часа люфтваффе провело крупный налёт Fw 190. Для его отражения командиру 303-й иад Г.Н. Захарову пришлось в 11:55–13:15 поднять в воздух 10 групп от 18-го гв.иап и «Нормандии» общим числом 50 истребителей. «Фокке-Вульфы» бросали бомбы, входя в пикирование с переворота и выводя в обратном направлении. На большой скорости они отходили на свою территорию. Соответственно, бои шли в основном на догоне, часто на малой высоте. Иногда «Фокке-Вульфов» прикрывали Bf 109.

​Братья Рене и Морис Шалль на фоне Як-9Т. Четыре таких истребителя ещё оставались в октябре 1944 года в полку - Последний день Антона Хафнера | Warspot.ru
Братья Рене и Морис Шалль на фоне Як-9Т. Четыре таких истребителя ещё оставались в октябре 1944 года в полку

Действуя в основном за линией фронта, большинство патрулей 303-й иад в это время нашли себе противника. Взлетевшей в 11:55 шестёрке капитана Рене Шалля пришлось для этого углубиться до Гумбиннена. Шарль Микель и младший брат ведущего, Морис Шалль записали здесь на свой счёт по одному «сто девятому». Теоретически, если время последней заявки Хафнера указано верно, то и Морис Шалль может претендовать на победу над ним, так как сбитый им Bf 109 также упал у Жиргупенена.

Последующие бои не сильно подходят под рассматриваемый случай. В период 12:35–13:00 ведомая М. Альбером восьмёрка Як-3 в районе Шталлупёнена перехватила ударную группу в составе 12 Fw 190 и сбила 4 из них. В остальных случаях в период 12:00–13:00 вылетавшие патрули 303-й иад боев не вели и побед не заявляли.

Наконец, стоит упомянуть действия штурмовиков и сопровождавших их истребителей 129-й и 240-й иад, которые также вели воздушные бои. Все они прошли в первой половине дня, правда, восточнее меридиана Эйдткунена.

​Memento mori: Антон Хафнер празднует 200-ю победу за день до своей гибели - Последний день Антона Хафнера | Warspot.ru
Memento mori: Антон Хафнер празднует 200-ю победу за день до своей гибели

В период 09:00–12:00 немецкие истребители группами по 6-8 Bf 109 и Fw 190 четырежды безуспешно проверили на прочность штурмовиков 1-й гв.шад и их сопровождение из 86-го гв.иап и 900-го иап 240-й иад. При этом воздушный стрелок сержант Т.Г. Десятниченко из 75-го гв.шап записал на свой счёт один Fw 190. Несколько боев с мелкими группами до 4 Fw 190 и один с 8 Fw 190 и 2 Bf 109 провели лётчики 311-й шад. По докладам экипажей воздушный стрелок сержант Д.П. Нагула из 953-го шап одного Fw 190 сбил, а ведущий группы 956-го шап майор Г.Ф. Лёгенький одного Fw 190 подбил. Полки 311-й шад сопровождал 133-й гв.иап 240-й иад. На каждую шестёрку Ил-2 он мог выделить только одно звено «Яков», чего было явно недостаточно. Именно в атаках на штурмовиков 311-й шад немецкие охотники имели наибольший успех.

Всего штурмовики 1-й воздушной армии выполнили 648 самолётовылетов и сыграли заметную роль в поддержке атак стрелковых соединений и отражении немецких контратак. В то же время они понесли и наибольшие потери. Безвозвратно было потеряно 15 Ил-2, а ещё 5 сели на вынужденную и подлежали эвакуации. От немецких истребителей было безвозвратно потеряно 3 Ил-2, ещё 3 Ил-2 пропали без вести, но скорее всего, они стали жертвами зениток. Один Ил-2 после воздушного боя сел на вынужденную. Сами немецкие истребители заявили в этот день, по имеющимся данным, всего два Ил-2.

Умеренные потери Ил-2 от атак немецких охотников вполне можно поставить в заслугу 240-й иад. Эта дивизия выполнила 217 вылетов, сопроводив 49 групп штурмовиков (всего 391 Ил-2) из 1-й гв.шад и 311-й шад. Её истребители провели за день 10 воздушных боев, в которых заявили 3 Fw 190 и 1 Bf 109 сбитыми и ещё 2 истребителя противника подбитыми. Потери 240-й иад составили 2 Як-9, 1 Як-3 и один лётчик. Из боя не вернулся младший лейтенант В.Н. Мищенко из 86-го гв.иап. Лётчики видели, как он подбитый потянул на свою территорию, но домой так и не вернулся. В 133-м гв.иап два «Яка» были разбиты на вынужденных посадках после воздушного боя. Их лётчики старший лейтенант Н.П. Просвирнов и младший лейтенант Ф.И. Лыков вернулись в часть. В то же время младшие лейтенанты В.Я. Бегалов и Г.П. Бобырь из этого полка заявили по одному Fw 190.

​Антон Хафнер был опытнейшим лётчиком-истреителем. Первую победу он одержал в составе 6./JG 51 вскоре после вторжения в Советский Союз, когда 24 июня 1941 года сбил бомбардировщик СБ. 23 августа 1942 года после 60-й победы Хафнер был удостоен Рыцарского креста — на фото попала традиионная для люфтваффе неофициального награждения бутафорским крестом из дерева, проводившаяся на месте после получения приятного известия. После этого с ноября 1942 года Хафнер воевал в составе 4./JG 51 в Северной Африке, где одержал 20 побед над британскими и американскими самолетами, но уже в начале января был сбит в воздушном бою. После шести месяцев в госпитале в августе 1943 года вернулся на советско-германский фронт, где добился больших успехов в составе штабного отряда эскадры. 11 апреля 1944 года Хафнер получил Дубовые листья. Всео на счету аса было 204 воздушные победы, одержанные в 795 боевых вылетах - Последний день Антона Хафнера | Warspot.ru
Антон Хафнер был опытнейшим лётчиком-истреителем. Первую победу он одержал в составе 6./JG 51 вскоре после вторжения в Советский Союз, когда 24 июня 1941 года сбил бомбардировщик СБ. 23 августа 1942 года после 60-й победы Хафнер был удостоен Рыцарского креста — на фото попала традиионная для люфтваффе неофициального награждения бутафорским крестом из дерева, проводившаяся на месте после получения приятного известия. После этого с ноября 1942 года Хафнер воевал в составе 4./JG 51 в Северной Африке, где одержал 20 побед над британскими и американскими самолетами, но уже в начале января был сбит в воздушном бою. После шести месяцев в госпитале в августе 1943 года вернулся на советско-германский фронт, где добился больших успехов в составе штабного отряда эскадры. 11 апреля 1944 года Хафнер получил Дубовые листья. Всео на счету аса было 204 воздушные победы, одержанные в 795 боевых вылетах

Выполнив 121 вылет на сопровождение, 129-я иад лишь дважды вела воздушный бой. В одном из них лётчики 790-го иап заявили один Bf 109. При этом документы 805-го иап отмечают, что при сопровождении групп 182-й шад немецкие истребители активности не проявляли — они появлялись парами в районе цели, но в бой не вступали. Скорее всего, причиной осторожности немецких «охотников» был увеличенный наряд сил эскорта 129-й иад.

Хотя действия штурмовиков 17 октября в основном проходили восточнее Эйдткунена, существует некоторая малая вероятность того, что они или «Яки» 240-й иад тоже могли иметь отношение к гибели Хафнера.

Во второй половине дня активность немецких истребителей уменьшилась. Если до 12:00 они заявили 19 побед, то после обеда — лишь пять. Ближе к вечеру немецкие истребители вновь попытались помешать бомбардировщикам, но сил у них оставалось уже значительно меньше, чем утром, и успеха они не добились.

Итоги дня

Таким образом, днём 17 октября летало 857 исправных самолётов 1-й воздушной армии, которые выполнили 1602 самолётовылетов: 223 — на бомбардировку (ещё 57 эффективных вылетов сделала 5-я гв.бад 3-й воздушной армии); 648 — на штурмовку, 74 — на разведку, 459 — истребителей на сопровождение и 203 — истребителей на прикрытие наземных войск. Только частями 1-й воздушной армии днём на противника было сброшено более 300 тонн бомб, не считая 15 700 ПТАБ и 2066 РС. Всего за 17 октября в интересах 3-го Белорусского фронта отработало 10 групп бомбардировщиков общим числом 243 Пе-2 и 27 А-20, которые нанесли четыре удара, израсходовав около 230 тонн бомб.

​В полёте истребитель Як-3 французского авиаполка «Нормандия» - Последний день Антона Хафнера | Warspot.ru
В полёте истребитель Як-3 французского авиаполка «Нормандия»

Надо сказать, что обычно наземные части редко отмечали действия своей авиации. В этот же день в документах целого ряда частей можно обнаружить такие упоминания. Так, в журнале боевых действий 1-й гв.сд 11-й гвардейской армии сказано: «наступление дивизии поддерживается непрерывным воздействием штурмовой, истребительной и бомбардировочной авиации». В документах 19-й гв.сд 5-й армии отмечено, что опорный пункт Замелукен был взят при непрерывном содействии своей авиации. Доступные документы 4-й немецкой Армии отмечают господство советских ВВС в воздухе. Признается значительное снижение «боевой силы» своих обороняющихся войск из-за сильного артиллерийского огня и неослабевающей активности авиации.

В проведённых за день 34 воздушных боях, по донесению штаба 1-й воздушной армии, было сбито 33 Fw 190 и 10 Bf 109. К этим победам нужно прибавить и заявки соседей: 125-й гв.иад ПВО — 2 Bf 109 и 1 Fw 190, 5-й гв.бад — 1 Fw 190 и 5-й гв.иад — 3 Bf 109. Всего в полосе 3-го Белорусского фронта было заявлено 54 сбитых. На один Fw 190 претендуют зенитчики.

Безусловно, наиболее ярко в этот день отработала 303-й иад, лётчики которой выполнили 367 самолётовылетов. На прикрытие наземных войск был произведён 31 групповой вылет (203 самолётовылета), в которых произошло 17 встреч с противником. Шесть из них закончились безрезультатно, а в 11 были воздушные бои, в которых было сбито 27 самолётов противника. Ещё 117 самолётовылетов было затрачено на сопровождение бомбардировщиков и 47 самолётовылетов на разведку. Общий победный итог 303-й иад за 17 октября составил 27 Fw 190 и 7 Bf 109, сбитых в 20 воздушных боях. Свои потери — сбиты 1 Як-3 и 1 Ла-5ФН, ранен 1 лётчик. Ещё один Як-3 был разбит из-за боевых повреждений при посадке на аэродром.

Безвозвратные потери ВВС КА в районе наступления 3-го Белорусского фронта составили в этот день 31 самолёт (28 — 1-й воздушной армии, 2 — 3-й воздушной армии, 1 — 125-й иад ПВО). Среди них: 15 Ил-2, 7 Пе-2, 1 Ла-5ФН, 3 Як-3, 4 Як-9 и «Аэрокобра». Ещё 7 самолётов: 5 Ил-2 и 2 Пе-2, сели на вынужденную. Из этих потерь (включая подбитые) максимум 17–18 самолётов: 4-5 Ил-2, 5 Пе-2 (в том числе один из 90-го одрап), 3 Як-3, 4 Як-9 (в том числе один из 10-го орап) и 1 «Аэрокобру», можно отнести на счёт немецких истребителей. Ещё около 50 самолётов (в основном Ил-2) вернулись на базу с повреждениями. Большей частью эти машины были отремонтированы за ночь.

По сравнению с первым днём наступления противник усилил действия авиацией. По донесениям авианаводчиков и экипажей истребителей прикрытия штаб 1-й воздушной армии насчитал в этот день 450 самолетопролётов вражеской авиации. В то же время части ПВО фронта доложили, что 17 октября противник совершил 124 самолетопролёта против 58 в предыдущий день. Из указанного числа около 100 вылетов было сделано Fw 190 с бомбами. При этом, судя по спокойному характеру донесений наземных частей, налёты немецкой авиации заметного влияния на ход боев не оказали. Из 18 наступавших стрелковых дивизий 5-й и 11-й гвардейской армий действия немецкой авиации в этот день в своих донесениях отметили только семь дивизий и те без уточнения их эффекта. Потери бронетехники от авиации в донесениях также не упомянуты.

Благодаря переброске I./JG 52, сохранили свою активность и немецкие истребители. В общей сложности за день, согласно списку побед Т. Вуда, немецкие лётчики заявили 24 победы: 2 «ЛаГГа», 2 «Бостона», 7 Пе-2, 2 Ил-2, 7 «Яков», 2 Ла-5, 2 «Аэрокобры». В то же время в дневном донесении 4-й армии за 17 октября отмечено, что за день истребителями одержано 32 подтверждённые и 5 неподтверждённых побед. Ещё 4 самолёта сбито зенитной артиллерией. На следующий день в донесении группы армий «Центр» имеется уточнение, что зенитной артиллерией 17 октября было сбито 15 самолётов.

​Атона Хафнера похоронили в городе Гумбиннен (ныне Гусев Калининградской области). Могила не сохранилась - Последний день Антона Хафнера | Warspot.ru
Атона Хафнера похоронили в городе Гумбиннен (ныне Гусев Калининградской области). Могила не сохранилась

В то же время и люфтваффе понесли существенные потери. К сожалению, по этому периоду о них имеются лишь обрывочные данные. Известно о потере в воздушных боях 3 Fw 190: по одному из штурмовых групп I, II./ SG 4 и II./SG 1. Также 1 Fw 190 из II./SG 77 был уничтожен на земле вражеским огнём. Ещё 3 Fw 190 были повреждены, два из них по небоевым причинам. Известно о гибели одного лётчика-штурмовика.

Потери истребительных частей в этот день составили 12 Bf 109. Из них один по небоевым причинам, один уничтожен штурмовкой на земле, а 9 были потеряны в воздушных боях. Кроме того, ещё один Bf 109 был повреждён без воздействия противника.

Погибли 4 лётчика-истребителя, один был ранен. К счастью для прибывшей «с корабля на бал» I./JG 52, из её состава погиб лишь один лётчик, но до конца операции вышел из строя Рудольф Тренкель. По воспоминаниям последнего, группа потеряла утром этого дня пять или шесть самолётов. Но особенно невосполнимой в тех условиях стала утрата лучшего эксперта эскадры «Мёльдерс» Антона Хафнера. К сожалению, на фоне массированных действий авиации без открытия новых данных с немецкой стороны точно установить авторство победы над ним пока невозможно.

Автор благодарит Матти Салонена (Финляндия) и Ивана Лавриненко (Украина) за неоценимую помощь в работе над статьёй.


Источники и литература:

  1. http://pamyat-naroda.ru
  2. NARA T 312 R 253
  3. Зверев В. Мой позывной «Таран-21» — Минск, 2010
  4. Ehrengard C.-J. Normandie-Niemen. Hors-serie Nr. 3 du Magazine Aero-Journal. 2002
  5. Batailles Aeriaennes. 2010. №5. P. 86
  6. Normandie-Niemen. Icare. Nr.64. p. 89-90
  7. Barbas B. Die Geschichte der I. Gruppe des Jagdgeschwaders 52
  8. http://ww2.dk https://warspot.ru/12325-posledniy-den-antona-hafnera

Последний день Антона Хафнера

Последний день Антона Хафнера

Последний день Антона Хафнера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *