Европейская юридическая практика по отношению к оборотням.

Если уважаемый гражданин ни в чем плохом до сих пор не замечен – это еще не повод его ни в чем не подозревать. Вот, например, совершенно обычный, на первый взгляд, крестьянин из Бедбурга близ Кельна – Петер Штумп (или Штуббе, 1525-1589). По мнению тогдашней юстиции за 25 лет совершил по меньшей мере 16 убийств (из них 13 детей, в том числе его собственный сын), несколько изнасилований и инцест – все в обличии вервольфа.

Атака вервольфа. Лукас Кранах-старший, гравюра около 1512 года
Атака вервольфа. Лукас Кранах-старший, гравюра около 1512 года

Абсолютно рядовая ситуация: продал душу дьяволу, получил от него пояс из волчьего меха, с помощью которого смог обращаться в вервольфа, чтобы убивать и поедать людей. Если человечину добыть не удавалось – ел окрестную домашнюю скотину: коз, овец, телят. Крестьяне находили на своих полях изорванные трупы животных и части тел пропавших людей, вся округа жила в ужасе.

Сначала жители Бедбурга и соседнего Эппрата думали, что у них завелись обычные волки (ха-ха!), поэтому путешествовать и пасти скот стало небезопасно. Был создан патруль, который с собаками прочесывал местность, надеясь поймать диких животных. Как они могли быть так слепы? Ведь все указывало на то, что это самый настоящий оборотень. И однажды патрулю улыбнулась удача: собаки окружили этого нетипичного представителя фауны, один из крестьян рубанул его по передней лапе топором…. Бестии удалось вырваться, но, убегая, вервольф потерял свой пояс и превратился в человека. Только теперь у Штумпа не был правой руки – это и разоблачило его в глазах односельчан.

По обычаям того времени, после ареста Петера отвели в камеру пыток. И там он – да кто бы сомневался! – признался во всем: рассказал и о сделке с дьяволом, и о поясе, и о своих превращениях, признал все убийства, в которых его подозревали. Он даже подробно объяснил, где именно потерял пояс – туда, естественно, послали людей, которые предсказуемо ничего не нашли, так что следствие предположило, что дьявол уже забрал его обратно. 31 октября 1589 года Петера колесовали и обезглавили, а труп сожгли. Вместе с ним по обвинению в колдовстве сожгли заодно его дочь и экономку.

Казнь Петера Штумпа, гравюра 1589 года
Казнь Петера Штумпа, гравюра 1589 года

Процесс Штумпа – самый знаменитый вервольф-процесс в Германии – получил международное внимание: о нем узнали не только в немецких землях, но и в Нидерландах, Англии, Дании. Все благодаря листовкам – газет тогда еще не было – где подробно описывались его деяния, и даже была зарисована казнь. В Бедбурге сегодня есть 10-километровый пешеходный маршрут – увлекательная прогулка по местам жизни и охоты оборотня Петера, от дома, где он жил, до городской ратуши, перед которой был казнен.

Сообщения о ликантропии – а у превращений человека в волка уже в те далекие времена было научное название! – встречаются и в эпосе о Гильгамеше, и в греко-римской античности, а в Средневековье обозначение этого феномена имелось почти во всех европейских языках. В верфольфов, так и или иначе, верили везде, где водились волки.

У германских народов достаточно мифологических фигур – будь то бог, полубог или человек – умеющих превращаться в это животное. Языческие легенды удивительно живучи. В христианстве с вервольфами все понятно – это не боги или демоны, а люди, одержимые дьяволом. В верфольфа можно превратиться с помощью колдовства, неких магических обрядов или предметов, полученных от сатаны.

Мифы о человеке-волке, накладываясь на религиозное христианское сознание с его верой в дьявола и колдовство, дополнялись двумя реальными факторами. Во-первых, нападения волков на людей и домашних животных в тогда еще довольно плотно покрытой лесами Европе, особенно участившиеся после эпидемий чумы. Население сократилось, многие деревни пришли в запустение, волки расплодились. Компактное личное огнестрельное оружие, которым можно было бы убить довольно крупное животное – дело далекого будущего, так что при встрече с волком человек оказывался беззащитным и мог полагаться только на холодное оружие, которое имелось не у всех. Иррациональный страх беззащитного человека плюс мифологизированное сознание – и верфольф готов. А вот, например, в Англии волков к тому времени почти истребили, на людей они не нападали, так что никаких легенд о верфольфах и никаких судебных процессов над ними в этой стране не встречается.

Во-вторых, необъяснимость для тогдашней науки целого ряда заболеваний: бешенство, эпилепсия, различные психические расстройства: шизофрения, психозы, мании. Отравление алкоголем и белая горячка, в конце концов. Некоторые растения и грибы имеют галлюциногенные свойства. Каннибализм – общеизвестно ведь, что верфольфы едят людей – тоже явление в Европе в годы неурожаев и голода, к сожалению, нередкое. И если кого-то поймали над трупом задранного волками человека – может быть, он просто умирал от голода.

Между 1591 и 1686 годом известно 14 ученых трудов, посвященных ликантропии. Этот вопрос действительно занимал ученых, и они пытались найти к нему научный подход! Стоит заметить, уже в XVII веке многие врачи считали его вовсе не проявлением дьявола, а просто необычной болезнью, которую можно описать и понять.

Вервольф нападает на женщину. Рисунок предположительно XVIII века
Вервольф нападает на женщину. Рисунок предположительно XVIII века

В научно-популярной литературе можно встретить упоминания о 30 000 процессах над вервольфами в Европе. Это, конечно, преувеличение. На самом деле, между 1423 и 1720 годом сохранились документы всего об около 250 таких судебных делах.

Например, 1521 год – процесс против Мишеля Вердуна из Полиньи во Франции. Еще одна самая типичная история: на путешественника в лесу нападает волк, ему удается отбиться, нанеся животному рану в определенном месте. Потом путешественник добирается до постоялого двора или деревни, где встречает человека с раной примерно на том же месте. В данном случае подвернулся Мишель, которого тут же арестовали и подвергли пытке, в ходе которой он признался во всем, что от него требовалось, и даже назвал двух других знакомых вервольфов. Да он бы и десять назвал, только спрашивайте! Их тоже схватили, пытали – в общем, шансов у бедных мужчин не было.

Часто кому-то достаточно было просто не находиться в деревне во время, когда на кого-то напали волки, и он автоматически попадал под подозрение. Так случилось в 1603 году в одном французском селении, жители которого до смерти забили некого Перенетта Грандийона только потому, что того не было в деревне, когда одного мальчика убил волк.

Иногда под видом вервольфов казнили, похоже, реальных убийц или маньяков – в некоторых процессах имеется очень неплохая доказательная база. С другой стороны, в некоторых местах по обвинению в ликантропии хватали кого ни попадя: есть сведения, что с 1598 по 1600 год профессиональный «комиссар ведьм» Боке из французских Юрских гор осудил и сжег на костре 600 вервольфов. Вот у кого стоит поучиться добросовестному отношению к работе! Как ему удалось в этой малонаселенной местности столько наловить? Хотя, если поразмыслить – все логично: именно в такой горной глуши, в стороне от больших городов, вервольфы и должны массово прятаться.

Как любую женщину могли обвинить в том, что она ведьма, так и мужчин часто обвиняли в ликантропии по совершенно прозаическим мотивам: личная неприязнь, сведение счетов, жажда наживы. Тот же Петер Штумп считался в округе очень обеспеченным человеком – собственное крестьянское имение, большой дом, где он жил и дочерью и экономкой. Кому отошло имение после того, как всех его обитателей сожгли и развеяли по ветру – история умалчивает. Превратиться в вервольфа можно было не только с помощью пояса, но и посредством мази определенного состава. Если не получается поймать самого оборотня – может, стоит попытать счастья с теми, кто мог ему помогать – деревенскими знахарями, которые лечат травами и мазями? Причем слово «попытать» в данном случае приобретало для знахаря буквальное значение.

Бывали и удивительно мягкие приговоры. Скажем, процесс против бродяги и нищего Жака Руле в 1598 году. Крестьяне нашли в лесу разорванный труп мальчика. По кровавым следам вышли на полуголого человека, заросшего волосами и бородой, чьи руки были в крови. Он охотно признался даже без пытки, что с помощью специальной мази превращался в верфольфа, убивал и ел детей и женщин. Его приговорили к смерти, но парижский городской совет вдруг почему-то заменил казнь двухлетним содержанием в сумасшедшем доме, аргументировав, что этот нищий – явный душевнобольной, да и физически тоже нездоров. Судьи постановили, что мальчика задрали обычные волки. Но в том же году этот же самый городской совет приговорил к смерти как вервольфа вполне обычного портного – его сожгли на костре.

Нападение вервольфа, гравюра из книги Johannes Grüninger, 1517
Нападение вервольфа, гравюра из книги Johannes Grüninger, 1517

Как правило, процессы над вервольфами укладывались в одну и ту же скучнейшую схему: продал душу дьяволу, взял волчий пояс или мазь, бегал по лесам и полям, поедая людей и скотину. Но случались и разрывы шаблона. Итак, 1692 год, обвиняемый – вервольф Тис из Ливонии. Этот признался на суде, что ливонские вервольфы, оказывается, организованно собираются по ночам и дерутся с немецкими вервольфами и ведьмаками. Потому что те воруют с полей побеги пшеницы, а ливонцы пытаются воровство пресечь и вернуть побеги обратно. Он называл вервольфов «псы господни» и приписывал им защитную функцию, видя себя орудием Бога. Впрочем, это не помогло – его успешно казнили.

К началу XVIII века ученые и судьи верить в вервольфов перестали. Во всяком случае, подобные обвинения начисто исчезают из анналов европейского судопроизводства. Но среди обычных горожан, и особенно сельских жителей легенды оказались весьма живучими. В свое время подоспели литераторы с их романами об оборотнях, а в ХХ веке и Голливуд, придавший этим древним предрассудкам визуальное измерение – высококачественное и не очень. Так что кое-кто в вервольфов до сих пор верит.

Автор: Ксения Чепикова https://vk.com/@dighistory-imperiya-kochevnikov

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.