Оккупационный режим в подлежащих завоеванию районах СССР. Приказ от 3 апреля 1941 г.

отadmin

Май 28, 2021

3 апреля 1941 г. Выходит приказ главнокомандующего сухопутными войсками генерал-фельдмарша Вальтера фон Браухича об установлении военного оккупационного режима в подлежащих завоеванию районах СССР.

Решающее значение для успеха военных операций имеют обеспечение безопасности путей коммуникации, а также использование завоеванной территории для нужд тылового снабжения воинских частей. Отсюда следует, что основным назначением всех воинских подразделений, развернутых в тылу, должно стать выполнение этих задач.

Вопросы об организованном и планомерном управлении территорией стоит рассматривать лишь в дальнейшей перспективе. Это не является задачей воинских подразделений. Тем не менее, бессмысленные разрушения и расточительство имущества, важного для военных задач должны быть предотвращены любыми средствами.

I. Организация и обеспечение в тыловом районе

1. Вражеская территория становится районом боевых действий.

2. В армейском районе командующие армиями осуществляют исполнительную власть и несут ответственность за обеспечение безопасности и эксплуатацию территории.

В начале операции войска находятся в подчинении командующих групп армий, а затем, в связи с увеличением площади тыловых районов, переходят в подчинение к армейским тыловым районам. Это следует из приказа комендантов армейских тыловых районов по более близкому расположению групп армий в целях охраны баз тылового снабжения и основных путей коммуникации.

Комендантские службы армий, подчиняющиеся по штатам военного времени коменданту армейского тылового района должны находиться, как правило, к востоку от районов, где располагаются охранные дивизии. Особое внимание уделяется обеспечению тыловой коммуникации с танковыми соединениями, совершающими прорыв фронта.

Командующие групп армий ответственны за соблюдение распоряжения № 11/0245/41 главного командования сухопутных войск от 19.3.1941, которое гласит, что группы захвата из тыловых дивизий также обязаны стоять на защите границ после того, как первые пограничные операции будут завершены.

3. Площадь армейского района будет сокращена до необходимой степени. Поэтому, в соответствии с приказом главного командования сухопутных войск, при первой возможности должен быть сформирован «оперативный тыл», охраняемый группами армий. Для этого в зоне каждой группы армий назначается непосредственно подчиненный командованию группы армий «командующий оперативным тыловым районом» (см. Приложение 1 Дислокация и порядок подчинённости в военное время). Он осуществляет исполнительную власть в соответствии с указаниями командующего группы армий и несет ответственность за обеспечение безопасности и эксплуатацию закрепленной за ним территории.

Дивизии охраны тылов и тыловых коммуникаций (Организацию военного времени см. Приложение 2) должны быть подчинены командующему оперативным тыловым районом. Чаще всего будет целесообразно использовать их в одну линию по ширине фронта; но может потребоваться и поэшелонное использование.

По предложению главного командования сухопутных войск, в ходе успешных военных операций фронтовая граница тылового оперативного района армии каждый раз продвигается вперед. О переносе тыловой границы оперативного района или переподчинении территорий под политическое управление издается отдельный приказ.

4. Задачи обеспечения безопасности в тыловой области (армейский и оперативный тыловые районы) включают:

a) Обеспечение безопасности баз снабжения,

b) Обеспечение безопасности путей подвоза и объездных дорог на основных транспортных узлах и мостах,

c) Обеспечение безопасности эшелонов снабжения, при необходимости с помощью сторожевых кораблей, и мониторинг взлетно-посадочных полос,

d) Обеспечение безопасности наиважнейших аэропортов,

e) Обеспечение безопасности железных дорог и линий связи,

f) Регулирование дорожного движения,

g) Охрана и эвакуация военнопленных: использование рабочих батальонов военнопленных,

h) Охрана брошенных складских запасов.

Особое внимание уделяется охране станций тылового обеспечения и снабжения (ссылка на распоряжение ОКХ/Генеральный штаб сухопутных войск/отдел боевой подготовки № 700/41 секретно от 21.3.1941).

6. Для введения в бой сил тыловых армий и резервных дивизий применяются следующие принципы:

a) Командующие тыловыми оперативными районами, охранными дивизиями и местные руководители развернутых сил работают в тесном согласии с командным пунктом генерал-квартирмейстера, начальником тыловой службы армии, и руководителями баз снабжения, а также с соответствующими командирами боевых частей наблюдения и связи. Необходимо добиться того, чтобы были созданы хорошо обеспеченные единые базы для снабжения и управления территориями с использованием широкой сети коммуникаций.

b) Согласно последнему приказу командования групп армий, на ключевых пунктах путей подвоза и объездных дорог (станциях снабжения, транспортных развязках и т.п.) должны постоянно дислоцироваться полевые комендатуры и управления коменданта гарнизона. Вместе с подчиненными им охранными войсками и полицейскими силами они образуют укрепленные опорные пункты обеспечения. Управления территориями и разведки, которые должны быть постоянно защищены от любого воздействия противника.

c) Охранение обеспечивают местная служба безопасности на опорных пунктах обеспечения, на дорогах и на важных складах.

d) Подразделения полевой жандармерии и полиция должны быть задействованы в полицейской службе (регулирование дорожного движения, охрана общественного порядка). Ввод в бой подразделений в полном составе предусмотрен только в особых случаях.

Продуманное и решительно предпринятое регулирование дорожного движения (дорожные коменданты, блокирование дорожного движения, улицы с односторонним движением и т.д.) имеет решающее значение для свободного передвижения транспорта на нескольких дорогах, предназначенных для перевозки провизии. Силы, задействованные в транспортной службе, должны быть поддержаны местными охранными войсками.

e) Ударные войска должны находиться в распоряжении тактически важных пунктов и действовать против рассеянных сил противника или формирующихся партизанских отрядов.

f) С помощью войсковых отрядов («охотничьих команд») осуществляется патрулирование путей снабжения и важных объездных дорог.

g) Своевременное введение служб охраны общественного порядка требует, чтобы необходимые для этого силы были переброшены как можно ближе к действующим войскам.

7. Активное или пассивное сопротивление гражданского населения необходимо пресечь в зародыше резкими карательными мерами. Самоуверенное и безжалостное отношение к немецко-враждебным элементам станет эффективным профилактическим средством. Заранее необходимо получить ясное представление о том, на какие части населения могут опираться немецкие войска. Враждебное советско-русскому правительству и государству население должно быть использовано в немецких интересах, в случае необходимости, путем утверждения определенных свобод и материальных выгод.

8. В армейском тыловом районе и в тыловом оперативном районе рейхсфюрер СС самостоятельно и под свою ответственность выполняет боевые задачи с помощью военных структур, находящихся в его подчинении. В таких случаях издается отдельный приказ.

9. Дорожно-строительные и технические задачи, а также задачи по обеспечению коммуникации см. в части D.

II. Управление и использование территорий.

Пока линия фронта не продвинется вперед и завоеванная территория не перестанет быть тыловой областью, она не будет планомерно управляться военной администрацией. До этого момента необходимо должны быть приняты только те административные меры, которые точно необходимы для обеспечения безопасности тыла и использования территорий в нуждах военных подразделений.

Необходимые экономические меры осуществляются по поручению рейхсмаршала отделом военной экономики и техники в тесном сотрудничестве с военным командованием. В этом случае издается отдельный приказ.

III. Район оперативного развертывания.

Восточная Пруссия и Генерал-губернаторство не будут объявлены районом боевых действий. Тем не менее, главнокомандующий сухопутными войсками имеет право устанавливать те меры, которые необходимы для выполнения своих боевых задач и обеспечения безопасности войск. Это распоряжение передается командующим групп армий и армиям со дня начала операции. Приказы главнокомандующих имеют преимущества перед всеми остальными распоряжениям и указаниям гражданских органов.

IV. Вопросы военного плена

1. Военнопленные – ценная рабочая сила. Особенно важно использовать их в ускоренном порядке в районе проведения военных операций для надобностей воинских частей.

Дивизии уже имеют право в рамках собственных потребностей выделять военнопленных войскам тыла в качестве рабочей силы.

Задача армейского командования и командующих тыловых оперативных районов состоит в том, чтобы простыми средствами сформировать из военнопленных рабочие роты для использования на базах снабжения, для строительства дорог и мостов, а также для использования территории для нужд войск.

Для формирования этих рабочих рот необходимо, чтобы военнопленным были предоставлены транспортные средства, и, прежде всего, полевые кухни.

Желательно ограничить ввоз на территорию Рейха тех военнопленных, которые не задействованы в зоне проведения военной операции. Военнопленные, должны быть немедленно изолированы и переведены в стационарные лагеря, созданные верховным главнокомандованием вермахта (список будет отправлен дополнительно).

Военнопленный руководящий личный состав (офицеры[1], младшие сержанты) должны быть срочно изолированы и также депортированы на территорию 1-го военного округа и генерал-губернаторства.

2. Дивизии создают дивизионные пункты сбора пленных и организуют их охрану.

Задача армейского командования состоит в том, чтобы как можно раньше освободить подразделения, отвечающие за охрану пленных, путем замены их сопровождающими командами (полевой жандармерией, ополченцами на самокатах и т.д.). Следует стремиться к тому, чтобы своевременно использовать крупные дивизионные пункты сбора пленных в качестве армейских пунктов сбора пленных. Пленных, находящихся на армейских пунктах сбора пленных, использовать для работ в составе более крупных рабочих команд.

Остальные должны быть доставлены в создаваемые охранными дивизиями вблизи баз снабжения пересыльные лагеря, формирующие и распределяющие рабочие команды. Оставшиеся военнопленные затем перевозятся в основные лагеря на территорию 1-го военного округа и генерал-губернаторства.

3. Армейские сборные пункты военнопленных и пересыльные лагеря имеют собственные охрану. Однако, поскольку они слабы, силы тыловых войск могут быть дополнительно привлечены для охраны пленных.

4. Окружной комендант по вопросам плена подчиняется командующему тылового района и занимается вопросами военного плена. Он распределяет военнопленных по пересыльным лагерям и рабочим батальонам и отвечает за транспортировку в основные лагеря.

5. Для эвакуации военнопленных должен использоваться порожний транспорт. Марш военнопленных не должен быть помехой уличному движению, как это было на Западе.

6. Отпуска и освобождение военнопленных запрещены. С самого начала должны быть приняты меры против неподчинения пленных, в то время как желающие трудиться должны вознаграждаться достаточным питанием и хорошими условиями.

7. Донесения

a) Армии каждые 3 дня в 12.00 докладывают о количестве офицеров, унтер-офицеров и рядовых отдельно согласно распоряжению ОКХ Генеральный штаб сухопутных войск/генерал-квартирмейстер № 1/1160/41 секретно от 24.1.41, главное командование сухопутных войск/генерал-квартирмейстер.

b) 1-го и 15-го числа каждого месяца командования групп армий предоставляют донесения отдельно о поступивших офицерах, унтер-офицеров и рядовых

1. Увеличение количества пленных, направленных на работу в тылу армии с момента последнего рапорта,

2. Общее количество пленных, захваченных с начала операции в тыловом оперативном районе, а также отдельно по следующим критериям:

a) занятые на работе,

b) не работающие, находящие в лагерях,

c) военнопленные в территории 1-го военного округа и генерал-губернаторства,

3. Пленные, с момента последнего рапорта отправленные на территорию 1-го военного округа и генерал-губернаторства.

V. Закрытие границы.

Для мер по ограничению пассажирских, новостных, товарных и платежных перевозок в Россию, которые необходимо провести до начала операции, по-прежнему действуют особые правила.

С началом наступления граница между Рейхом (включая Генерал-губернаторство) и Россией будет заблокирована для любого передвижения. Помимо военнослужащих вермахта, пересекать границу могут только определенные полицейские органы и обладатели пограничных пропусков.

Контроль за закрытием границы за исключением связи осуществляется таможенной пограничной охраной, а на определенных пеших путях — пограничной полицией СС. Блокирование обмена информацией будет регулироваться особым приказом.

Отсюда следуют положения об организации блокады границы и вытекающих исключениях.

По поручению: Гальдер

Оккупационный режим в подлежащих завоеванию районах СССР. Приказ от 3 апреля 1941 г.

Оккупационный режим в подлежащих завоеванию районах СССР. Приказ от 3 апреля 1941 г.

Оккупационный режим в подлежащих завоеванию районах СССР. Приказ от 3 апреля 1941 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *