4	мая 1941 г.

Ставка фюрера
Верховное главнокомандование	                         Отпечатано 14экз.
вооруженных сил	Экз. № 13
Штаб оперативного руководства	                        Совершенно секретно
Отдел обороны страны	                            Только для командования
I оперативное отделение	№ 44564/41
1.	Военно-экономическое значение нефтеносных районов для потребностей
держав «оси» и для русского сельского хозяйства,
а) Потребности держав «оси»:

Ежемесячная потребность европейских держав «оси», включая оккупированные 
земли, составляет 1,15 млн т минеральных масел всех видов.

После истощения накопленных запасов (приблизительно к концу августа)
производство и ввоз минеральных масел (без учета России) будет составлять
лишь 850 тыс. т. Начиная с сентября дефицит составит таким образом около
300 тыс. т в месяц. Если не учитывать иракскую нефть, то этот дефицит может
быть покрыт только за счет России [здесь и далее в документе правильно —
СССР] (все цифры основаны на данных младшего государственного секретаря
генерал-лейтенанта фон Хайнекена, представленных 3.04.1941).
б) Потребности русского сельского хозяйства:

Скотоводство СССР находится в упадке. По этой причине, а также в связи
с коллективизацией русское сельское хозяйство сильно механизировано. 
Оно потребляет 60% всей добываемой в России нефти. Эта потребность 
в минеральных маслах свидетельствует о зависимости русского сельского 
хозяйства от производственной мощности кавказских нефтеносных районов, 
где добывается почти 90% всей русской нефти. Иначе говоря, кавказские 
нефтеносные районы имеют для СССР столь большое значение, что сравнительно 
с ними отступают на задний план все прочие: Урал, где добывается всего 6%, 
азиатская часть России — 4% и Западная Украина [Дрогобыч] — 1%. Точно 
так же и вновь обнаруженные месторождения нефти (сообщают, что таковые 
имеются на Украине) на данном этапе не могут принимать участия в снабжении 
сельского хозяйства России из-за отсутствия нефтедобывающих сооружений 
и нефтеперегонных заводов.

С другой стороны, Россия не сможет за короткое время перестроить свое
механизированное сельское хозяйство на новую базу, а без покрытия 
потребностей русского сельского хозяйства окажется невозможным провести 
в большинстве случаев ни сев, ни уборку урожая. Поэтому в интересах Германии
было бы лишить Россию необходимой для русского сельского хозяйства нефти.

Германия может покрыть свою потребность в нефти только за счет Кавказа. 
Добыча нефти здесь составляет в настоящее время 2,25 млн т. В случае
войны приходится считаться с разрушениями, однако, по мнению имперского 
министра экономики, через короткий срок кавказские предприятия снова
будут в состоянии поставлять в месяц по меньшей мере 900 тыс. т нефти для
сельского хозяйства и промышленности оккупированной России, а сверх того
еще 300 тыс. т, необходимых державам «оси» для их собственных нужд.
2.	Вопросы транспортировки

а)	Из названных количеств, судя по представленным Имперским министерством 
экономики подсчетам, можно будет перевозить по суше из черноморских 
портов в великогерманское пространство только 100 тыс. т ежемесячно.
Следует учесть, что все речные танкеры используются и будут использоваться
исключительно для вывоза румынской нефти по Дунаю. Поэтому в дополнение 
к сухопутным перевозкам остается лишь один путь — морской, через
Дарданеллы и Эгейское море. Следовательно, обеспечение прохода судов по
указанному маршруту и наличие достаточного числа танкеров на Черном море
служит предпосылкой использования русских источников снабжения в том
объеме, какой необходим для продолжения войны.

б)	Решающее значение для снабжения нефтью оккупированной России
будет иметь сохранение в исправности кавказских нефтепроводов... (данные
см. в Приложении I) и особенно возможность перекачивания нефти 
непосредственно в железнодорожные цистерны и речные танкеры. Чтобы 
использовать цистерны большой емкости, нужно будет сохранить русскую колею 
на определенных ветках, служащих для транспортировки нефти.

3.	Опасность уничтожения нефтяной промышленности самими русскими.
Поскольку русские, несомненно, понимают значение проблемы в целом, они
не отступят перед необходимостью уничтожения транспортных сооружений,
а при случае и ликвидации нефтеперегонных заводов и других производственных 
предприятий по образцу «Москва 1812».

Если русские примут такое решение, то военными средствами мы вряд ли
сможем помешать его осуществлению. Поэтому имеет смысл попытаться 
использовать заранее политические и прочие средства, чтобы, учитывая 
возможные явления распада в русском государстве после первых крупных 
немецких успехов, способствовать возникновению самостоятельного 
государственного образования на Кавказе. Такое государство было бы, 
разумеется, заинтересовано в сохранении продуктивности нефтяных предприятий.
4.	Выводы

Нельзя сомневаться в необходимости возможно более раннего овладения
кавказскими нефтеносными районами, как минимум — районом Майкопа
и Грозного (соответственно 7% и 9% общей добычи нефти в России), а также
коммуникациями, по которым будет транспортироваться нефть.

а)	Немецким войскам не удастся овладеть этими районами с моря до тех
пор, пока сохраняет боеспособность русский Черноморский флот (данные
о нем см. в Приложении 2), который, кстати, тоже привязан к нефтяной базе.

б)	Оценка возможности парашютно-десантных и посадочно-десантных
операций для обеспечения исправности сооружений в нефтеносных районах
различна. Рассмотрим:

1.	Район Краснодар —Майкоп, 2. Район Грозный и 3. Район Баку. Радиусы
действия самолетов, используемых для десантных операций, см. на карте,
приложение 3.

Район 1: Краснодар и Майкоп могут быть захвачены десантом из района
Ростова. Расстояние 250 км, что допускает прикрытие десантной операции
истребителями и истребителями-бомбардировщиками.

Район 2: чтобы захватить Грозный, необходимо выдвинуть базу операции
в район Майкопа, а еще лучше в район Георгиевска.

Район 3: если судить по известному в настоящее время расположению
русских аэродромов, то беспосадочный перелет в район Баку возможен
только из Тифлиса [Тбилиси] или Грозного, однако расстояние так велико,
что транспортные самолеты с десантом и сам десант после приземления не
могут быть прикрыты даже истребителями-бомбардировщиками. Кроме того,
и с метеорологической точки зрения эти операции будут связаны с особыми
трудностями (облет Кавказского хребта).

Осуществлению десантных операций должна предшествовать детальная
аэрофотосъемка захватываемых объектов. Учитывая радиусы действия самолетов, 
можно будет приступить к ней не ранее, чем после овладения Крымом.

Если, следовательно, задача воздушно-десантной операции может быть
определена в деталях только после аэрофотосъемки, то нужно будет учесть
и еще один момент, а именно: какова будет общая грузовместимость самолетов,
которые останутся в нашем распоряжении после первой значительной операции.
в)	В каждом отдельном случае, особенно после успешного удара по войскам
противника, следует взвешивать, не приведет ли наземная операция к более
быстрому овладению данным объектом, чем воздушно-десантная, тем более
что последняя требует еще времени на подготовку, не поддающегося ныне
точному расчету, и связана с риском натолкнуться на заранее организованную
оборону, усиленную английскими средствами.

Это может привести к выводу, что группе армий «Юг» надлежит, овладев
Донецкой областью, возможно скорее бросить необходимые силы вдоль 
нефтепроводов на Майкоп — Грозный, позднее также на Баку.

г)	Если русские решатся призвать на помощь англичан или принять 
предложенную им Англией [здесь и далее в документе правильно — 
Великобританией] поддержку, то они могут в зависимости от обстановки 
пойти по одному из двух следующих путей:
1.	Связь с англичанами по морю через Дарданеллы, использование которых 
— в случае благожелательного отношения со стороны Турции — могло
бы одновременно обеспечить объединение английского флота, расположенного
в районе Александрии, с русскими черноморскими силами.

2.	Связь по тяжелым железнодорожным и шоссейным коммуникациям через
Ирак и Иран. Иран вряд ли окажет сопротивление совместному англо-русскому
нажиму. Видимо, англичане уже принимают меры по обеспечению возможности 
использовать Ирак в качестве территории для переброски и сосредоточения
войск. Об этом свидетельствуют недавние сообщения о переброске в Басру
индийских дивизий.

д)	На тот случай, если самостоятельное кавказское государство, которое 
предполагается создать, попытается сохранить в целости оборудование нефтяных
предприятий до подхода немецких войск (см. пункт 3, абзац 2), следует 
считаться с возможностью английских воздушных налетов на нефтеносные районы.

Эти налеты могут совершаться из Северного Ирака (район Мосула) или,
самое дальнее, из Палестины. Впрочем, англичанам придется в этом случае
решать нелегкую задачу. Правда, расстояние Ирак — Баку (850 км) может
преодолеваться современными бомбардировщиками с достаточной бомбовой
нагрузкой. Но горная область альпийского типа шириной около 600 км и высотой
более 5000 м создаст столь тяжелые метеорологические условия, что даже
опытные пилоты будут поставлены в чрезвычайно трудные условия. Таким
образом, массированное применение бомбардировщиков окажется в этом
районе невозможным без длительной подготовки экипажей. https://t.me/russiangiant777/179

Мы в Facebook

Мы во Вконтакте

Мы в Телеграмме

Мы в Твиттере

от admin

Один комментарий к “4 мая 1941. План отдела обороны страны штаба Верховного главнокомандования вооруженных сил Германии по овладению кавказскими нефтеносными районами”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *