Голову с плеч! Как появилась знаменитая «национальная бритва» Франции?
20 марта 1792 года Национальная ассамблея Франции одобрила применение при казнях гильотины.
Создатель машины убийств Жозеф Игнас Гильотен родился 28 мая 1738 года в семье адвоката. Потому с самого детства впитал в себя обострённое чувство справедливости: его отец ни за какие деньги не защищал обвиняемых, пока не был убеждён в их невиновности. Сам же Гильотен в правоведение не пошёл — закончил факультет медицины в Парижском университете.
Собственно, и изобретателем он не был. Саму гильотину сконструировал и изобрёл не он лично. Он сделал другое: будучи депутатом Учредительного собрания, в декабре 1789 года внёс предложение, имевшее целью сделать казнь менее мучительной — без пыток и растягивания неприятной процедуры. Собственно, благодаря его предложению был принят декрет о том, что «во всех случаях, когда правосудие вынесет смертный приговор, казнь будет одинакова для всех… При этом преступнику отрубают голову при помощи простого механизма».
Почему он вообще это предложил? Отсекание головы в ту пору было дворянской привилегией: такая смерть считалась менее позорной и менее болезненной. Других же казнили иными, совершенно негуманными методами. Самым «гуманным» из них, пожалуй, можно было считать четвертование. Декрет Гильотена призывал к уничтожению средневековых жестоких пыток.
Идея использовать для казни механизм тоже была порождена чисто практическими соображениями. Гильотен, как врач, понимал, что рубить шею не очень-то легко и отрубить человеку голову единым махом крайне непросто. «Специалистов» было не так много, поэтому Гильотен решил заменить человека на механизм. Механизм был прост и очевидно эффективен, а потому практичный доктор и предложил использовать его для решения возникшей проблемы. Воплотил в реальность этот проект механик Томас Шмидт.
Существует легенда, что особое участие в разработке принимал сам король Людовик XVI, который чуть позже испытал гильотину на самом себе. Машина была построена к 1792-му, после некоторых экспериментов работа её была признана удовлетворительной и её начали использовать. 25 апреля 1792 года по-новому был казнён разбойник Пелисье. Новая машина приглянулась публике, восторженно приветствовавшей казнь, ей дали имя «Луизетта». Парижане называли её «малышка Луизон». Поначалу парижане радовались, устраивали массовые праздники в честь нового изобретения. Но уже через четыре месяца после этого якобинцы начали массовый террор — из-под гильотины полетели головы. Именно в ту эпоху её решили называть «гильотиной» — по имени человека, который предложил её создать.
Подробное описание самого процесса казни для русского читателя оставил Иван Сергеевич Тургенев, подолгу живавший в Париже:
«Смутно и более странно, чем страшно, рисовались в тёмном небе два её на пол-аршина друг от друга отстоявшие столба с косой линией соединяющего их лезвия. Я почему-то воображал, что столбы должны быть дальше друг от дружки. Эта их близость придавала машине какую-то зловещую стройность — стройность вытянутой, длинной, как у лебедя, шеи. Чувство отвращения возбуждал большой, плетёный кузов, вроде чемодана, тёмно-красного цвета. Я знал, палачи бросят в этот кузов ещё тёплый содрогающийся труп и отрубленную голову. Я видел, как Тропман появился наверху, как справа и слева два человека бросились на него, точно пауки на муху, как он вдруг повалился головой вперёд и как подошвы его взбрыкнули. Но тут я отвернулся — и начал ждать, — а земля тихо плыла под ногами…
Казалось, что я жду очень долго, хотя на самом деле от того момента, когда Тропман ступил ногою на первую ступень гильотины, до того мгновения, когда его труп швырнули в приготовленный короб, прошло двадцать секунд. Я успел заметить, что при появлении Тропмана людской гам внезапно как бы свернулся клубом — и наступила бездыханная тишина… Наконец послышался лёгкий стук как бы дерево о дерево — это упал верхний полукруг ошейника с продольным пазом для прохода лезвия, он охватывал шею преступника и держал голову неподвижной. Потом что-то глухо зарычало и покатилось — и ухнуло, точно огромное животное отхаркалось».
Но, надо сказать, гильотина стала полноценной героиней народной культурой — уж больно полюбилась французам! На казни ходили как на публичные представления, о ней слагали стихи и песни, сочиняли анекдоты (её называли «лучшим средством от головной боли»), женщины даже носили украшения, изображающие гильотину.
Сам Гильотен пытался в конце жизни добиться того, чтобы машину не называли его фамилией: считал себя причастным ко всем казням, совершенным с её помощью. Легенды ходили, что его самого казнили через гильотину, но это всего лишь миф. Машина продолжала сносить головы во Франции вплоть до 1977 года — до последней смертной казни в Западной Европе. https://vk.com/dighistory