Вс. Мар 7th, 2021

Ну и текст для тех кто любит расследования – новая история! От Историк, энтузиаст: Михаила Тимина

Изучая документы Николая Яковлевича Круглова, в поле зрения появился командир 445-го ИАП по фамилии Круглов. В какой-то момент именно он был принят за искомого лётчика – но оказалось, это другой человек, тем не менее, так же достойный рассказа!

Майор Владимир Петрович Круглов – первый командир 445-го ИАП.  Владимир Петрович был опытным лётчиком и командиром. Перед тем, как вступить в командование 445-м ИАП, он занимал должность заместителя командира 9-го ИАП в Забайкальском военном округе. В ПВО Москвы он попал при перебазировании 9-го ИАП в июле 1941 года на Западный фронт: одна эскадрилья была оставлена в ПВО Каширы, получила наименование 9-го «А» ИАП, а 25 сентября сформированный полк переименовали в 445-й ИАП. В марте 1942 года удостоенным ордена Ленина — в том числе, за таран 18 октября 1941 года в районе посёлка Мордвес Венёвского района Тульской области немецкого самолёта-разведчика, идентифицированного как «Юнкерс» Ju 88. Заявка подтверждается немецкими документами: в этот день из боевого вылета в район Тулы не вернулся «Мессершмитт» Bf 110E-2 из ближней разведывательной эскадрильи 5.(H)/23, а его пилот унтер-офицер В. Бауман (W. Baumann) и наблюдатель обер-фельдфебель А. Скоч (A. Skotsch) пропали без вести.

Подробности тарана обнаружились в представлении майора Круглова к ордену Ленина:

«На Ваш запрос о представлении материала на майора Круглова на предмет представления к правительственной награде сообщаю: о боевой работе полка направляю копию донесения о результатах боевой работы, написанную мной по приказанию начальника штаба корпуса полковника Комарова. О личной боевой работе командира 445-го ИАП майора Круглова сообщаю следующее:1) 18.10.1941 года майор Круглов вылетел на перехват самолёта противника, идущего с курсом 90° южнее Каширы. Майор Круглов по радио был наведён на Ю-88 между станцией Мордвес и станцией Венёв, где и состоялась встреча на высоте 4500 метров. При сближении самолёт противника Ю-88 развернулся на 180° и стал уходить с курсом 240–250°, стараясь скрыться в облаках, одновременно стрелок вёл по майору Круглову огонь. Так как самолёт противника уже входил в облака. Майор Круглов принял решение сбить его методом тарана, дал форсаж и с разворотом влево врезался в консольную часть правой плоскости.Ввиду сильной тряски мотора майор Круглов место падения самолёта Ю-88 определить не мог. Майор Круглов, пользуясь высотой, спланировал на свой аэродром и благополучно произвёл посадку. После посадки самолёт был осмотрен: оказалась отбитой половина одной лопасти, вторая лопасть развернулась на 90° относительно плоскости вращения и загнулась под углом 50–60° против вращения, имелись две пулевые пробоины в левой плоскости. После посты ВНОС Тульского района сообщили, что самолёт Ю-88 упал в 20–30 км западнее станции Венёв. Таран майора Круглова показателен для личного состава: как нужно сбить врага тогда, когда он уходит и прячется в облака. Разбив винт почти полностью о самолёт противника, он благополучно посадил самолёт на свой аэродром.2) 05.11.1941 года идя на фронт для прикрытия своих войск на участке Серпухов — Пахомово, майор Круглов заметил четыре «Хейнкеля-111», идущих с курсом 90°. Не считаясь с соотношением сил один против четырёх, [майор Круглов атаковал], и бомбардировщики были обращены в бегство с обратным курсом, сбросив беспорядочно бомбы. В воздушном был подбит один «Хейнкель-111», но ввиду подбития мотора и ранения в шею майор Круглов вышел из боя уже над территорией противника и, несмотря на ранение и отказ мотора, спланировал на аэродром Липицы и благополучно произвёл посадку. Несмотря на требования врачей лечь в госпиталь, майор Круглов отказался и продолжал командовать полком в самые напряжённые дни боевой работы».

Владимиру Петровичу Круглову военная судьба благоволила. Он пережил войну, сражаясь в качестве лётчика-инспектора по технике пилотирования 6-го ИАК ПВО Москвы, затем командовал 785-м и 495-м ИАП ПВО. Всего за войну Владимир Круглов заявил три личные победы над немецкими самолётами-разведчиками, за что был награждён орденом Ленина. В 1946 году Владимир Петрович вышел в отставку… https://www.facebook.com/profile.php?id=100024707717528

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *